«Новые русские» 19-го века
Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»
Кто и как становились «новыми русскими» в 19 веке? Как правило, это были выходцы из низов, дерзнувшие бросить вызов привилегированной знати.
Нижний Новгород. Чкаловская лестница
Чутко улавливая колебания в воздухе – изменение экономической и нравственной атмосферы, они быстрее других – богатых и чванливых — извлекали свою выгоду из новой ситуации.
И при этом главной целью их деятельности было не хапнуть из воздуха миллион, но доказать всему миру, что они талантливы и необходимы обществу.
Благодаря именно этим людям, за Нижним Новгородом закрепилось прозвище «Карман России». И во многом, благодаря им, наш город остается одним из красивейших городов страны.
На Откосе, словно драгоценные камни на ладони, рассыпаны прекрасные старинные особняки известных купцов и фабрикантов. Они до сих пор дразнят взгляд избытком орнамента на фасадах и изящными формами.
Палаццо над Волгой
Значительное влияние на архитектурный облик волжской столицы оказал семейный клан господ Рукавишниковых.
Вряд ли нажил бы себе баснословные богатства и оставил России знатную фамилию родоначальник «железного рода» Григорий, если бы занимался он одной торговлей.
Волге было необходимо железо, с изобретением парового котла бурлацкий труд уходил в прошлое.
Конечно, Григорий Рукавишников, вложив все свои немалые накопления от торговли в строительство завода в Канавине, шел на крупный риск, становясь отечественным производителем.
Но в первой половине 19 столетия к таким умельцам власти благоволили, и вскоре сын Григория, Михаил, уже держал в своих руках всю торговлю железа на Волге.
Сорок лет в его цехах плавилась сталь, оседая в аршинных карманах благородным металлом. Дети, внуки и правнуки прозвали его «железным стариком».
Что примечательно, ни Григорий, ни Михаил не получили мало-мальски сносного образования, оба были самоучками, опираясь на хватку, интуицию и жизненный опыт.
А вот Сергей Михайлович, наследуя не только разросшееся дело отца и деда, но и круглые счета в банке, воспитывался уже в Москве, в немецком пансионе. Именно он и задумал построить роскошный дворец на высоком берегу Волги.
Дом музей Рукавишниковых
Лучшие архитекторы и скульпторы того времени, друзья Сергея Рукавишникова, Петр Бойцов и Михаил Микешин возвели всего за три года особняк в стиле венецианского палаццо.
Выложить за него сыну «железного старика» пришлось миллион целковых – сумма по тем временам фантастическая!
Дом музей Рукавишниковых
Этот дворец со строем огромных зеркальных окон, со стенами, заполненными барельефами и лепными украшениями, положил начало строительству особняков «новых русских» прошлого века.
Впервые на Откосе появился целый комплекс, состоящий из трехэтажного жилого дома (непосредственно палаццо), двухэтажного флигеля и конюшен во дворе.
Скульптурное убранство самого дворца – атланты, поддерживающие балкон, гермы, рельефный орнамент поразили ценителей архитектуры.
Под стать внешнему виду был и интерьер дворца. Изумительная мраморная лестница, сто залов, многие из которых были отделаны яшмой, хрустальные люстры, высокие потолки с росписью.
Нижегородцы могли еще увидеть часть этого великолепия, когда здесь размещался историко-архитектурный музей-заповедник, пока в начале 90-х годов прошлого века дворец не закрыли на капитальный ремонт, который тянулся без малого двадцать лет.
За это время в Нижнем выросло целое поколение молодых людей, лишенных возможности посетить музей.
Прежде, когда Верхневолжская набережная была окраиной города, дворец замыкал цепь невзрачных домишек.
И сегодня, когда на Откосе немало красивых зданий, палаццо выделяется среди них. Этот особняк стоит недалеко от трамплина, а другой, значительно более скромный, двухэтажный – ближе к площади Минина.
Особняк Бурмистровой
А вот дом № 20 по улице Минина дворцом не назовешь, и стоимость его значительно скромнее. Хотя особняк этот тоже в высшей степени примечателен.
Его хозяйкой стала младшая сестра Сергея Рукавишникова — Варвара, в замужестве Бурмистрова. Возводился ее особняк в начале 80-х годов 19 столетия по проекту архитектора Николая Григорьева.
Он создал не только план фасада, но и детально проработал чертежи интерьеров. Применялось при этом резное дерево, искусственный мрамор, роспись и драпировка цветными тканями, бархатным гобеленом.
Деревянное здание на каменном фундаменте два года высушивалось и лишь потом его штукатурили.
Обращенный к Жуковской улице (теперь улица Минина) фасад украсил парадный вход с козырьком на чугунных столбах-опорах и вплетенная в барочный картуш буква «Б» над ним, символизирующая фамилию владельцев особняка.
Варвара Бурмистрова с мужем
А на Волгу «любовались» четыре женских профиля – из круглых обрамлений над окнами второго этажа. Когда гости входили с парадного в особняк, то попадали в просторный вестибюль с широкой мраморной лестницей.
Она возносила их в большие залы с высокими потолками и стенами, отделанными дорогим шелком, резным дубом и гобеленами серебристо-мраморного цвета. Огромные зеркала в обрамлении красного дерева отражали хрустальные люстры и лепнину с позолотой потолков.
И все же главным причудливым украшением дома стал его продолжавший сад, тянущийся вниз с Откоса почти до самой Волги.
Его площадь составляла 1020 квадратных саженей. В саду располагался фонтан, ажурная беседка и мраморная лестница, ведущая на сказочной красоты террасу.
Там стоял сильный аромат от экзотических цветников с благоухающими бутонами, которые так любила Варвара Михайловна. На цветы она в прямом смысле не могла надышаться с утра.
Династия купцов
Об этой ее страсти с иронией потом написал ее племянник, сын Сергея Михайловича – Иван.
Он изменил делу славного «железного рода», он даже назвал его «проклятым» — в угоду революции, которой стал ревностно служить…
Но, пожалуй, главной заботой и гордостью Варвары Бурмистровой в саду были невиданные в ту пору в России растения: бананы и пальмы.
Они не могли расти круглый год под суровым чужестранным небом, поэтому их высаживали только летом и в кадках.
Увы, революционный удар разрушил мирные насаждения буржуазии, признавая лишь куцые интересы так называемого атакующего класса.
После Октябрьской революции купчиха Бурмистрова, имевшая на выезд шесть карет, пребывала в жалком состоянии, живя в грязном углу своей бывшей конюшни, возле особняка, который в одночасье перестал быть ее собственностью.
Она подарила его городу (попробуй новой власти, экспроприирующий у буржуев ценности, не подари!) уповая на то, что эта власть хотя бы особняк не разрушит.
Не разрушила, но и жить в нем бывшей владелице не разрешила. Она при большевиках лишилась не только личного имущества, но и родного угла.
Остается только представить чувства пожилой ослабевшей женщины, покидающей дом, который вырастал полвека назад на ее глазах, где прошла вся ее жизнь.
Проклятый род Рукавишников
В то время, когда Варвара Бурмистрова умирала в конюшне от голода, ее племянничек, Иван Рукавишников, поэт и драматург, пил со своим покровителем, Анатолием Луначарским, тоже драматургом и по совмещению наркомом просвещения, французские вина, закусывая их деликатесами.
В Кремле, несмотря на голод в Поволжье, унесший миллионы жизней в начале 20-х годов, бедствовать не желали, напротив – развлекались как могли.
Тот же Луначарский ставил свои пьесы, Рукавишников с пафосом читал дрянные революционные стишки. Он уже отрекся от своих славных предков и написал роман «Проклятый род».
Могила Ивана Рукавишникова
Эта «разоблачительная» книга интересна и сейчас – мелочами далекого спокойного быта, подробностями переживаний отнюдь не мелких людей. «В саду моего детства росли золотые яблоки» — бесстыдно любил повторять на протяжении всей своей жизни Иван Сергеевич.
А вот «железный старик», его дед, Михаил Рукавишников, с гордостью повторял совсем другие слова: «На гору я сыновей поставил!» В этой фразе был двоякий смысл: и то, что живший в «подошве» Откоса Михаил Григорьевич дал возможность детям обустроиться наверху, и, конечно же, то, что оставил им огромное состояние и дал возможность получить европейское образование.
И сегодня, глядя на эти прекрасные драгоценные «камушки», думаешь, что все бренно и наши «новые русские» куда богаче Рукавишниковых, но что оставят людям они?
Свидетельства того, что сделали свои состояния «из воздуха» и швыряли деньги на ветер, дурея от неправедно обретенных предприятий и нефте-газовых труб?
А Рукавишниковы, кроме всего, щедро помогали тысячам соотечественников решать и житейские проблемы, так как они, поднявшиеся к высотам общественного веса и благосостояния из самых низов, хорошо понимали, что быть богатыми не делиться с обществом нельзя.
Нижний Новгород в фотографиях
Блог автора: http://al-shell.ru/
Это интересно
+20
|
|||
Последние откомментированные темы: