«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» – так назывался ренессансный арт-блог XVI века, главным автором которого был Джорджо Вазари. Редкая статья об итальянском художнике эпохи Возрождения обходится без упоминания этого имени: в своей книге он рассказал практически о каждом более-менее известном мастере. «Вазари называл его…», «Вазари писал о нем…», Вазари то, Вазари это. На самом деле это довольно условно, ведь «Жизнеописания…», впервые опубликованные в 1550 году, были трудом коллективным.
![Жизнеописания Вазари, титульный лист](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2017/10/d0b6d0b8d0b7d0bdd0b5d0bed0bfd0b8d181d0b0d0bdd0b8d18f-d0b2d0b0d0b7d0b0d180d0b8-d182d0b8d182d183d0bbd18cd0bdd18bd0b9-d0bbd0b8d181d182-min.jpg?w=1000)
Можно даже сказать, фольклорным: над книгой работали несколько человек, которые не брезговали недоказанными фактами, слухами и анекдотами, выдавая их за чистую монету. Например, именно из этого источника берет свое начало миф о Джоконде. По мнению многих современных искусствоведов, вовсе не она являлась прообразом Мона Лизы, как утверждает Вазари. Да и описание портрета составлено так, как будто автор статьи в глаза его не видел. Не говоря уж о сомнительном анекдоте:
«Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он <Леонардо да Винчи> держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
![Леонардо да Винчи, Мона Лиза](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2017/10/d0bbd0b5d0bed0bdd0b0d180d0b4d0be-d0b4d0b0-d0b2d0b8d0bdd187d0b8-d0bcd0bed0bdd0b0-d0bbd0b8d0b7d0b0-min.jpg?w=1000)
Иногда Вазари и вовсе работает как журналист газеты «Жизнь», сплетничая с читателем о скандалах-интригах-расследованиях. Так, он опорочил имя честного флорентийца Андреа дель Кастаньо, скормив всем байку о том, что он якобы убил своего учителя. После этого жизнь бедного малого пошла под откос, а его фрески закрасили. Необоснованно и несправедливо, как утверждают ученые.
![Андреа дель Кастаньо, Портрет мужчины](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2017/10/d0b0d0bdd0b4d180d0b5d0b0-d0b4d0b5d0bbd18c-d0bad0b0d181d182d0b0d0bdd18cd0be-d0bfd0bed180d182d180d0b5d182-d0bcd183d0b6d187d0b8d0bdd18b-mi.jpg?w=1000)
Кроме того, Вазари обожал Флоренцию и что есть сил прославлял своих соотечественников, подчас снисходительно глядя на жителей других регионов Италии.
Несмотря на такую предвзятость, большую часть сведений о художниках Ренессанса мы знаем именно благодаря знаменитому биографу и его коллегам, их масштабный труд – неиссякаемый источник информации для исследователей. Сложно представить, насколько обрывочными были бы наши сведения об итальянском Возрождении в живописи, если бы не усердность Вазари и его команды. Скажу Вам больше: ранее биографии художников никогда не удостаивались пристального внимания, и «Жизнеописания…» стали началом нового жанра. Литературного? Научного? Публицистического? Вопрос.
![](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2017/10/d0b2d0b0d0b7d0b0d180d0b8-d0b0d0b2d182d0bed0bfd0bed180d182d180d0b5d182-min.jpeg?w=770&h=)
В книге представлены периоды:
- треченто (Джотто, Дуччо и другие);
- кватроченто (Мазаччо, Беллини, Верроккьо и др.);
- Высокого Возрождения (Рафаэль, Корреджо, Да Винчи и др.);
- Маньеризма (Тициан, Микеланджело и др.).
Вазари и сам был не чужд художественной деятельности, и со смаком описывал собственные картины в «Жизнеописаниях…» Он также занимался архитектурой, и, например, известная галерея Уффици во Флоренции построена именно по его проекту.
Источник: https://paintingrussia.wordpress.com
![]()
Это интересно
+15
|
|||
Последние откомментированные темы: