Никогда не услышишь слово «блин» в прямом, а не ругательном эвфемистическом значении так часто, как на Масленицу. Но за блинами обращайтесь в кулинарный блог, а в этой статье речь пойдет о Масленице в живописи. Борис Кустодиев обращался к этой теме не один раз. Потому что обожал всё русское, дедовское, златоглавое. И еще потому, что сам родился в этот праздник. В одном из своих писем мать пишет художнику:
«Твое рождение, опять, через 23 года, пришлось на масленицу. Ведь ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины»
1916
Масленица
Всё началось с самой знаменитой «Масленицы» 1916 года, которая хранится в Русском музее (на обложке статьи). Несмотря на сугробы, розоватая палитра и стая птиц в небе говорят о приближении весны, которую встречают по всем правилам: шумными балаганами, ярмарками и катаниями на санях, запряженных удалой тройкой. Не пытайтесь отыскать реальный прототип изображенного города, его не существует. В конце концов, 4 церкви в ряд – не лучший вариант застройки, но для фантазийного провинциального городка вполне подходит.
1919
![Борис Кустодиев, Масленица](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2017/05/d0bcd0b0d181d0bbd0b5d0bdd0b8d186d0b0-d0bad183d181d182d0bed0b4d0b8d0b5d0b2-min.jpg?w=1000&h=726)
Следующую «Масленицу», написанную тремя зимами позже, мало кто видел в живую. Она притулилась в Музее-квартире И.И. Бродского в Петербурге, куда редко добираются туристы. Еще в предыдущей картине внимательный зритель мог заметить некоторое сходство а) с лубком или палехской расписной шкатулкой б) со стилистикой Питера Брейгеля Старшего. То же самое повторяется и здесь, хотя городок уже утратил свое предзакатное волшебство. Только посмотрите на эту тройку, а потом переведите взгляд на шкатулку и брейгелевскую «Перепись в Вифлееме».
![](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2018/02/d0bfd0b0d0bbd0b5d185d181d0bad0b0d18f-d188d0bad0b0d182d183d0bbd0bad0b0-min.jpg?w=2200&h=)
![](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2018/02/d0bfd0b8d182d0b5d180-d0b1d180d0b5d0b9d0b3d0b5d0bbd18c-d181d182d0b0d180d188d0b8d0b9-d0bfd0b5d180d0b5d0bfd0b8d181d18c-d0b2-d0b2d0b8d184.jpg?w=1000&h=)
Сюжетное и даже отчасти стилистическое сходство с первой, композиционное и колористическое сходство со второй (вид немного сверху, высокая линия горизонта, маленькие дома и люди – как с квадрокоптера). Микс голландского с «нижегородским» в особенном и совершенно неподражаемом кустодиевском исполнении.
1919. Дубль 2
![Кустодиев, Масленица](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2018/02/d0bad183d181d182d0bed0b4d0b8d0b5d0b2-d0bcd0b0d181d0bbd0b5d0bdd0b8d186d0b0-3.jpg?w=1000&h=730)
Эту «Масленицу» можно увидеть в Национальном художественном музее Минска. В России прогремели две революции, в самом разгаре Гражданская война, а Кустодиеву – хоть бы хны. И народу на его картинах тоже. Всё те же пряничные домики и пестрые церкви, раёк, шум-гам и веселье кругом. Кажется, новую власть и перемены в мире никто и не заметил. Люди ждут и празднуют весну, как и прежде, как и каждый год еще со времен Оно. И чудится, что так будет всегда. Только зима на сей раз затянется. На это указывают ярко-голубые ледяные тона, противоположные теплым краскам первой картины.
1920
![Кустодиев, Масленица](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2018/02/d0bad183d181d182d0bed0b4d0b8d0b5d0b2-d0bcd0b0d181d0bbd0b5d0bdd0b8d186d0b0-2.jpg?w=1000&h=740)
Санаторий «Узкое» Академии наук в Московской области может гордиться таким шедевром в своей, вероятно, скромной коллекции. Изменился ракурс, с которым художник смотрит на город, больше никаких экспериментов с «квадракоптером». Стандартная композиция делает изображение чуть более обыденным и менее праздничным, а церковь, занимающая четверть картины, перетягивает на себя всё одеяло. Видно, что пыл Кустодиева в изображении народных гуляний чуть подсдулся. Может быть, за написанием «Большивика» ему было не до веселья? Нет, четвертая «Маслиница» тоже очень нарядна и колоритна, но ведь всё познается в сравнении.
1922
![Борис Кустодиев, Портрет Шаляпина](https://paintingrussia.files.wordpress.com/2018/02/d0b1d0bed180d0b8d181-d0bad183d181d182d0bed0b4d0b8d0b5d0b2-d0bfd0bed180d182d180d0b5d182-d188d0b0d0bbd18fd0bfd0b8d0bdd0b0.jpg?w=1000)
Последняя картина – не «Масленица» вовсе, а Портрет Федора Шаляпина на фоне всё тех же народных празднеств. Соседка первой работы 1916 года (что на обложке статьи) в Русском музее. Где, как не в масленичной круговерти, можно было изобразить певца русских народных романсов? Этот осколок родной России Шаляпин в 1922 году увез с собой в эмиграцию – праздник, который всегда был с ним в чужом Париже.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+23
|
|||
Последние откомментированные темы: