Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56195 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20250109044932

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Кинонизация Нижнего Новгорода

Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»

«Из всех искусств для нас наиважнейшее – кино», — наставлял когда-то соратников Ленин, и оказался прав. 20-й век для многих пролетел в кинозалах.

Лишний билетик на подступах к кинотеатру люди спрашивали еще в середине 80-х годов. Хотя тогда же в ходу была мужицкая поговорка: «Лучшее кино – это вино». А вот потом… не до картин стало. Провалился кинопрокат. Не только советского кино на широком формате не видно, но и западной классики – одни сплошные ужастики второстепенного Голливуда.

Масскульт все и вся задавил! И – появляется ностальгия. Хочется вспомнить, с чего начиналась кинонизация Нижнего Новгорода — моего родного города.

Конечно, когда на ужаснувшихся посетителей парижского кафе в 1895 году впервые с экрана двинулся паровоз (фильм-тотем «Прибытие поезда»), никто не задумался о грядущей идеологической миссии «живых картинок». Через год французский поезд прибыл в Россию.

Въедливый репортер «Нижегородского листка» Алексей Пешков, которому вскоре предстоит выполнять тяжкую роль «буревестника революции», досмотрев на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1896 году фильмы «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», высказался весьма отрицательно: «Я побывал в царстве теней».

И о самой выставке, прогремевшей на весь мир, он, человек крайностей и сомнений, написал несколько резких и раздраженных статей, одну из которых назвал недвусмысленно — «Выставка народного труда не народна». Впрочем,  сам народ, те же горьковские «босяки», ломился на сеансы синематографа.

 

В СССР были очереди не только за едой, но и в кино

 

Нижний в 1896 году стал вторым после Москвы российским городом, где невиданная доселе французская новинка обретала свою прокатную судьбу. Первому показу фильмы (необычное слово было женского рода) способствовал Шарль Омон – деловой парижанин, имевший к тому времени сеть увеселительных заведений в Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде.

Здание нижегородской ярмарки

 

На ярмарку он приезжал постоянно и, разумеется, не упустил своей выгоды в 1896 году. В двухэтажном доме, принадлежащем Омону, внизу располагался кафешантан.

Там и состоялся первый показ фильмы братьев Люмьер для нижегородской публики, среди которой оказались премьер-министр России Сергей Витте и меценат Савва Мамонтов.

Им фильма, как и язвительному репортеру  Пешкову, не понравилась. Зато молодой Шаляпин, приехавший петь на ярмарке, был ошеломлен.

Уже через пять лет следует грустный отчет Нижегородского попечительского совета о народной трезвости: «Наиболее постоянным номером программы на ярмарке (один или два раза в день) было демонстрирование синематографа.

Картины его всегда возбуждали интерес хмельной публики, несмотря на однообразие и дороговизну. Лучшими, имевшими наибольший успех, были картины: «Война англичан с бурами», «Переход конницы через реку», «Игра в снежки» и «Представление клоунов». Во время каждого представления воспроизводилась игра граммофона».

 

Где посмотреть старое кино

 

Тот период синематографа называют «ресторанным» или просто — «кабацким», так как нижегородцы смотрели фильмы под выпивку и закуску. Крутили фильмы и в цирке Никольских.

Там киносеансы пользовались небывалым успехом у публики – ведь демонстрировались «живые» виды Нижегородской ярмарки.

В ту пору громоздкие кинопроекционные аппараты уже были одновременно и киносъемочными. В 1900 году состоялся и первый «выездной» киносеанс на Нижегородской земле – на Бору, еготрактиры стояли на бойких местах и пропускали за день сотни проезжающих.

Когда ярмарка закрывалась на осенне-зимний период, киношники арендовали теплые залы кафе, ресторанов, даже один сезон нашли синематографу приятное применение в здании драматического театра.

Но главные и нешуточные страсти вокруг Великого Немого разгорались именно летом, собирая на Самокатной площади тысячную толпу!

 

Самокатская площадь. Кинотеатр Волшебный мир

 

Свое название площадь заслужила местонахождением между балаганами и каруселями – «самокатами», после кружения на которых взвинченная гуляющая публика направлялась прямиком в кабаки и притоны, один другого страшней.

Специалист по злачным и трущобным местам, репортер Владимир Гиляровский, высказался так: «Самокаты» — это гнездо разнообразного разврата, какой едва ли мог где-нибудь существовать, кроме нижегородской ярмарки…»

На этой гиблой площади был обобран Прохор Громов из «Угрюм-реки» Вячеслава Шишкова, здесь же, очнувшись от дикой пьянки в один из пасмурных дней, уже другой персонаж, главный герой «Дела Артамоновых» Максима Горького, услышал  разудалую песню, сопровождаемую визгом и свистом: «Э-эх, не хочу, не хочу, ничего я не хочу!»

 

Здание драмтеатра, который арендовали киношники

 

Хриплые меха гармоники и матерные частушки сопровождали тогда «Прибытие поезда» в Нижний Новгород из Парижа.

Со временем просмотр кинокартин становится самоцелью, приятным времяпрепровождением в условиях тишины и комфорта, позволяющих хотя бы на час-другой забыть о «свинцовых мерзостях» быта. Конечно, устроители сеансов совмещают для состоятельной публики приятное с полезным.

Так, на Большой Покровке в 1913 году открывается первый в Нижнем Новгороде электротеатр высшего класса (так дореволюции именовали кинотеатры), вместимость которого – 500 человек! «Палас» уцелел до наших дней, давно поменяв название на «Орленок».

 

Кинотеатр Орленок, бывший Палас

 

В уютном зале имелись партер и ложи, в которых, после нажатия купчиками на кнопку, появлялись подносы с фруктами и шампанским и… полуобнаженные девушки. Оркестр, под управлением знаменитого Бавыкина-Тарского, заглушал для сидящих в партере все посторонние звуки из прикрытых шторами лож.

В отдельном здании, специально построенном для киносеансов, располагался другой знаменитый электротеатр — «Бразильский». Наверно, его владелец, купец 3-й гильдии Павел Сметанкин, задолго до Остапа Бендера бредил белыми штанами и видами Рио-де-Жанейро.

 

Рекорд — бывший Бразильский

 

Однако с началом Первой  мировой войны «Бразильский» переименовали в «Рекорд», так как жаркая латиноамериканская страна почему-то оказалась союзницей Германии.

До революции в Нижнем Новгороде один раз проводились съемки – картины про Ермака. В массовках приняли участие сотни любопытствующих горожан.

Как известно, покоритель Сибири утонул в Иртыше. И актера, играющего Ермака Тимофеевича, затянуло бы ко дну сильное течение Оки, если бы не смелый нижегородский студент, увидевший с берега, что «тонет ведь Ермак, по-настоящему тонет!»

 

На съемках фильма

 

Это был единственный раз, когда Ока выступала в фильме под псевдонимом, позже ее берега и воды станут часто появляться в художественных и документальных картинах.

Но большую славу в кинематографе по праву стяжала ее старшая сестра – Волга. На нижегородском откосе в советское время режиссеры и артисты станут появляться едва ли не каждый год. Съемки многих фильмов, вошедших в сокровищницу отечественного кино, до сих пор вспоминают местные старожилы.

Особенно повезло жителям Кстова и крестьянам окрестных сел. Здесь снимались такие картины, как «Русское поле» с неподражаемой Мордюковой, «Про Асю Клячину, которая любила и не вышла замуж», «Курочка Ряба» Михалкова-Кончаловского, отсюда же, из кстовских окрестностей, поднялось и «Утомленное солнце», осветившее Михалкову дорогу к «Оскару»…

 

Про Асю Клячину

 

Евгений Евстигнеев, Анатолий Солоницын, Петр Вельяминов, Людмила Хитяева, Игорь Масленников (постановщик фильмов о Шерлоке Холмсе) – всех известных киноактеров и режиссеров, уроженцев земли Нижегородской, можно долго перечислять, но и эти имена, и названия картин с их участием — вся славная история «кинонизации» Нижнего Новгорода свидетельствует о его особом месте в истории отечественного кино.

 

Блог автора: http://al-shell.ru/

Это интересно
+8

17.02.2018
Пожаловаться Просмотров: 1700  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены