Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), известный художник-баталист, учась в Морском корпусе, брал уроки у художников, посещал Рисовальную школу петербургского Общества поощрения художников. Ради школы он отказался от кругосветного плавания. Ему было семнадцать лет, когда в корпусе состоялись выпускные экзамены. Самый молодой на своем курсе, Верещагин набрал высшую сумму баллов - 210. У второго ученика набралось всего 196.
Но после производства Верещагин, которого ожидала блестящая карьера, подал в отставку. Ему, сыну столбовых дворян, записанных в 6-ю родословную книгу, сделаться художником? Что за срам? Отец пригрозил лишить его всякой денежной помощи, пророчил голодное, нищенское существование. Мать плакала… Но Василий был непреклонен. Уволенный от службы по личной просьбе, Верещагин поступил в Академию художеств. Почувствовав свое призвание, он не хотел терять ни года, ни месяца, ни дня.
Через несколько лет, оставив академию, в поисках своего пути Верещагин уехал на Кавказ учиться жизни. После окончания парижской академии он отправился в Туркестан. Верещагина томили грандиозные замыслы - показать настоящее лицо войны. Он верил, что влияние искусства поможет людям избавиться от предрассудков и заблуждений. В звании прапорщика он прибыл в распоряжение туркестанского генерал-губернатора Кауфмана. Художник поначалу представлял войну в духе традиционных батальных картин. Но увиденное потрясло его. Людские страдания, жестокость с обеих сторон - все это навсегда врезалось в память, показывая всю невозможность оставаться в рамках официальной баталистики.
В конце мая 1868 года основные части оставили Самарканд, чтобы продолжать боевые действия против бухарского эмира. В это время бухарские войска атаковали оставшийся гарнизон. Их было в 80 раз больше. Верещагин, сменив кисть на ружье, умело организовал оборону крепости в городе. С поразительной смелостью он участвовал в защите цитадели, водил солдат в кровавые схватки. В одном из боев пуля расщепила ружье художника, другая - ранила в голову, третья пробила ногу. За доблесть он был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.
На русско-турецкой войне 1877-1878 годов Василий Васильевич провёл 10 месяцев, сам был ранен. Ходя из палатки в палатку на перевязочных пунктах, видел настоящее лицо войны: кучи отрезанных рук и ног, раненых и простуженных, заедаемых блохами и вшами. Он присутствовал при операциях профессора Склифосовского, резавшего живое тело без хлороформа, который весь вышел. Видел сестер, залитых кровью и падавших от изнеможения… На Шипке художник писал свои картины прямо под пулями…
Из письма брату в госпиталь: «…Все время стреляют и пулями, и гранатами, и бомбами, похуже Плевны - просто рисовать нельзя. Сел, например, в одном из маленьких домиков, находящихся на позиции, чтобы нарисовать Долину Тунджи, или Роз, как получил одну за другой две гранаты в крышу. И меня и краски мои засыпало землею и черепицею; даже дорога обстреливается, и проезжать по ней опасно».
Перевязочный пункт под Плевной», «Транспорт раненых» он стремился к правде, мучился, переделывал вещи по нескольку раз, каждый день собирался рвать холсты, а потом все-таки добивался целостности восприятия… Так и в других картинах, в «Победителях», где турки мародерствуют, добивают раненых, сдирают с них мундиры и напяливают на себя.
В «Побежденных», а иначе в «Панихиде по убитым», он ничего не преувеличил. Картина «Побежденные. Панихида», на которой изображено необозримое поле, усеянное трупами солдат, стала прямым обвинением командования: в бою под Телишем в октябре 1877 года приказы «высочайших особ» погубили почти целый полк егерей.
В триптихе «На Шипке все спокойно» он позволил себе намек на преступную беспечность генерала Радецкого и других, и вместе с тем это гимн мужеству и самоотверженности русского солдата, погибающего, но не оставляющего своего поста… В этот период художник работал не менее 12 часов в сутки.
Василий Васильевич своими глазами должен был увидеть все, что предстояло ему написать. Он хотел быть документально точным в своих картинах. А если надвигалась опасность, он не мог стоять в стороне, и всякий раз тоже брался за оружие, становился в солдатский строй. Оттого-то так и захватывали зрителей его картины. В них была правда. Чувствовалось, что за каждой из них в тысячи раз больше переживаний, чем отразилось их на полотне. Героями картин он сделал простых солдат.
В своём творчестве Верещагин обратился к прошлому Отечества, как бы предвидя грядущие испытания мужества и стойкости русского народа. Семнадцать лет художник отдал серии картин о событиях 1812 года. Но правительство не захотело их приобрести. Тот, у кого нет будущего, не проявляет интереса и к прошлому. В отчаянии Верещагин хотел «предать казни», сжечь всю серию картин…
Как не похожи были произведения Верещагина на картины других батальных живописцев, на стройные ряды воинов в элегантных мундирах, осененные белыми клубами пушечных выстрелов, или на офицеров-красавцев, лежащих картинно на поле боя, возведя очи к небу и зажав руками рану. Своими полотнами художник открыто выступил против захватнических войн, обличая тех, по чьей вине зря гибли люди.
Персональные выставки художника в Петербурге и Лондоне проходили с огромным успехом. Их посещали десятки тысяч людей, на которых с полотен художника обрушивалась война, жестокая и страшная война во всей своей неприглядной красе. За границей успех его выставок был оглушительный - толпы выламывали двери, врываясь в залы. Ища пути усиления воздействия своего искусства, он создал на выставках мощный эмоциональный эффект: картины демонстрировались в залах без яркого света, на черных стенах при звуках музыки. Крамской писал Репину: «Верещагин - явление, высоко поднимающее дух русского человека».
Творчество Верещагина приняли далеко не все, считая его порочным и пораженческим. Его обвиняли во лжи, представляя смутьяном, нигилистом, дезертиром с флота и беглым рисовальщиком Академии художеств. Тяжело переживая ложные обвинения и травлю, Верещагин сжег три свои прекрасные картины - «Забытый», «Окружили - преследуют» и «Вошли», - вызвавшие особенные нападки властей. Но художник-пацифист остался верен себе и своим принципам. Он погиб в русско-японскую войну на броненосце «Петропавловск», делая наброски японских кораблей за несколько минут до смерти.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+26
|
|||
Последние откомментированные темы: