(Начало здесь) Лев Кекушев, романтик и идеалист, влюблённый в Красоту и Добро, подарил Москве один из самых красивых, загадочных и легендарных зданий – особняк, известный как дом булгаковской Маргариты, навсегда изменив облик города, внеся в него дух волшебства и мистики.
И хотя Михаил Булгаков, описывая дом героини, перечисляет детали, которых нет в особняке, но атмосфера таинственности, любви, романтики и сказочности, витающие вокруг замка, настолько реальны, что, даже если бы всё было не так, как рисует воображение, всё равно - именно из такой средневековой готической башни могла вылетать ночью на метле Маргарита.
Льву Кекушову – тридцать пять и он страстно влюблён. Его девятнадцатилетнюю избранницу зовут Анна. Она – дочь штабс-капитана в отставке и на пятнадцать лет моложе своего избранника. Он – известный архитектор, богатый жених, с деловой хваткой и связями в богатых купеческих кругах. О таком муже можно только мечтать.
Он хотел отдать своей юной красавице всё и прожить с ней долго и счастливо в блаженстве и любви. Именно тогда, в момент наивысшего душевного подъема, Лев Николаевич начал задумываться о собственном доме, в котором всегда будут царить мир, покой и тишина, о доме-крепости, за толстыми стенами которого можно укрыться от московской суеты, как в средневековом замке.
Через год после свадьбы у Кекушевых родился сын Николай, и тогда же молодожён закончил первый особняк, предназначенный для семьи. Но пожить в нём ему не удалось – уж очень он приглянулся другому, от предложения которого - продать дом за крупную сумму - он не смог отказаться.
Второй особняк Лев Кекушев твёрдо решил строить исключительно для себя и своей семьи. Тем более, что через два года родилась первая дочь, еще через год – вторая. Так что откладывать было некуда: трое маленьких детей, молодая красавица жена, в семье - мир и покой, а хозяин - абсолютно счастлив.
На этой волне счастья, любви и романтической восторженности и родился маленький шедевр московского модерна на Остоженке, 21. Строился замок-особняк три года и, наконец, через шесть лет после свадьбы, семья обрела свое родовое гнездо.
Лев Николаевич записал дом на имя любимой жены Анны. Через год, рядом с особняком, началось строительство собственного доходного дома (Остоженка, 19), который должен был обеспечить семье безбедную жизнь. И снова дом записан на имя жены.
По соседству с ним, по его же проекту, строится доходный дом В.И.Грязнова, архитектором которого официально значится С.С. Шуцман, постоянный помощник Льва Кекушева. Но талантливый и подающий большие надежды архитектор вдруг начал слепнуть.
Лев Николаевич постоянно поддерживал друга, снабжая его заказами. Так дом, заказанный Кекушеву, был официально отдан С.С. Шуцману, хотя строился он не по его проекту. Но вернемся к замку. Прожил в нем Лев Кекушев недолго: через три года супруги расстались.
По официальной версии - не сошлись характерами, хотя злые языки поговаривали о любовной связи Анны с молодым архитектором из мастерской мужа. Но была еще одна причина, которая постоянно вносила раздор в семью: Лев Николаевич был весь в работе и, как человек творческий, увлеченный своими фантазиями и замыслами, не мог допустить, чтобы проектируемые им дома оказывались не такими, какими он их задумывал.
А чтобы всё было выполнено по замыслу, он вкладывал в строительство немалые личные средства. Жена реагировала на это неодобрительно, начались ссоры. Характер у неё оказался не таким покладистым, как виделось в начале супружеской жизни.
Но что бы ни случилось, семейная идиллия кончилась, а вместе с ней - и карьера Мастера. Через три года Лев Кекушев съехал на съемную квартиру, оставив всё Анне Ионовне и детям. Первое время они еще пытались восстановить семью, но вскоре стало понятно, что развод неминуем.
Из жены бизнес-леди не получилась и оба дома, записанные на ее имя, ушли с молотка. Именно тогда Лев Кекушев начал пить, у него появились первые признаки психического расстройства и вскоре он начал отказываться от заказов и имя известного архитектора забылось.
Последним значительным творением Мастера стала Преображенская больница, построенная для старообрядческой общины, в которой он и умер. Но вернёмся к чудесному особняку. Строился он быстро – с 1900 по 1903 годы.
Что касается проекта, то он фактически был готов еще за год до начала строительства и предназначался для Саввы Ивановича Мамонтова. Но его банкротство положило конец замыслам, а проект остался нереализованным. И, как только представилась возможность воплотить его в жизнь, Лев Кекушев воспользовался им.
Замок - вершина творчества архитектора. В нём всё доведено до совершенства, начиная от визитной карточки архитектора – утрированного утолщения стен - до мельчайших декоративных деталей внешнего вида и знаменитого изображения тотемного животного архитектора - льва.
Утолщение стен позволяло углубить оконные проемы, которые становились похожими на порталы средневековых замков. С другой стороны, это подчеркивало грандиозность постройки и позволяло оформлять поверхности образующихся оконных ниш разнообразными декоративными деталями и орнаментами.
Из всего многообразия окон и обрамляющих их ниш у архитектора всегда выделяется одно, которое по декоративности оформления сразу бросается в глаза, являясь центром композиции дома. Не отступает Лев Кекушев и от излюбленного им принципа асимметричности.
Асимметричность присутствует и во внешней композиции особняка, и в интерьере дома. Замок хоть и небольшой (участок был маленьким), но сочетание в нём разновысотных объемов с романтической башенкой, завершающейся высоким шатром, контраст кирпичной кладки стены с оштукатуренной гладкой поверхностью, гранитное основание особняка с симметрично расположенными на нем окнами делают его неповторимым.
Центром интерьера и всей композиции дома является светлая парадная лестница с ажурной ограждающей решеткой. Вокруг лестницы располагаются многочисленные комнаты. Первые два этажа занимали просторный зал, кабинет хозяина и гостиная с эркером в башенке. Спальни располагались в мансардах.
Завершающим элементом этого великолепия была огромная трехметровая скульптура льва, авторское клеймо, в разных видах присутствующее на всех зданиях, построенных по проектам Льва Кекушева. Здесь он располагался на фронтоне дома, и его было видно издалека.
Когда скульптура льва стала разрушаться, автора давно не было в живых и восстановить её оказалось невозможно. Вообще особняк за сто пятнадцать лет утратил многие детали: нет веранды, располагавшейся в левой части дома, исчезли горельефы орлов последнего этажа башенки, изменилось оформление подъезда.
Зато справа сделана кем-то пристройка, исказившая композицию особняка. Но по-прежнему замок сохраняет атмосферу волшебства и любви, из которых романтик-идеалист Лев Кекушев вылепил свою сказку.
Это интересно
+18
|
|||
Последние откомментированные темы: