Альфред Стиглиц, даже если бы он не сделал ни одной фотографии, то всё равно остался бы в истории навсегда, потому что главной целью и смыслом всей его долгой жизни было превращение фотографии в искусство, способное выражать художественные идеи так же, как это делает художник.
Его возмущало, что картина считалась искусством только на том основании, что рукотворна, а фотография - не искусство, потому что сделана с помощью технического средства. Всю жизнь он доказывал, что главное в фотографии – не камера, а тот, кто стоит за ней.
Фотография является техническим процессом, если у фотографа нет собственных идей выражения, но становится искусством, если присутствует художественный инстинкт, глубокий внутренний опыт и многолетний труд. Только это свято, а не работа рук.
Для самого Альфреда Стиглица фотография была страстью, а поиск с ее помощью истины - одержимостью. В превращении фотографии в искусство он был первопроходцем со всеми издержками на этом пути. У него был тяжелый, скверный характер, как у большинства великих.
От него многие уходили, даже те, кто когда-то считал за честь войти в круг его друзей и единомышленников. Его требовательность к качеству фотографий была невероятной. Выпуская в течение четырнадцати лет знаменитый журнал «Работа камеры» («Camera Work»),
ставший печатным органом созданной им из любимчиков и друзей группы «Photo-Secession», Стиглиц тщательно следил, чтобы фотографии в нём были выполнены только на качественной бумаге и с высоким уровнем изображения.
Не останавливало даже то, что от этого журнал становился убыточным, и ему часто приходилось покрывать издержки из личных сбережений. Но те, кто читал журнал, вырезали размещённые в нём фотографии, вставляя их в рамочки и продавая по стоимости, превосходившей каждая цену самого журнала.
Альфред Стиглиц был фотографом, теоретиком, импресарио, издателем, галеристом и никогда не останавливал свой выбор на фотографе только на том основании, что тот был профессиональным фотографом, а не любителем.
Он считал глубоко ошибочным мнение, что профессиональной является только удачная и превосходная работа, а любительской - всякая незрелая и плохая. Он говорил, что на самом деле почти вся величайшая работа всегда делается теми, кто следит за фотографией ради любви к ней, а не только по финансовым соображениям. …Любитель - это тот, кто работает ради любви…
У фотографа было три ключевых идеи. Первая – в создании художественной фотографии он опирался только на приёмы, свойственные самой фотографии, не повторяя приёмов, найденных в других видах искусства, например, в живописи.
Альфред Стиглиц добивался этого на основе композиционных решений, концентрируясь на таких природных эффектах, как пар от дыхания или падающий снег. В результате получался эффект, характерный для импрессионистов, но достигнутый иными средствами.
Вторая идея, особенно ярко проявившаяся в ранний период творчества, романтизация промышленного прогресса, скрывающая его жестокость в природных эффектах. Наконец, третья, на которой строится позднее творчество мастера, - идея быстроменяющегося современного мира, в котором, с одной стороны, всё текуче и непостоянно, а с другой – всё больше возрастает стремление к механизации окружения.
Отсюда такие непохожие образы мира - постоянно меняющиеся облака и геометрические мотивы, резкая фокусировка и контрастность изображения без всякого налёта романтики и расплывчатости, характерных для раннего периода.
Лучшими работами, наиболее точно выражающими идеи мастера, являются фотографии «Зима, Пятая авеню» (1893 г.), «Терминал» (1892), «На палубе» (1907), «Из окна галереи 291» (1915), «Джорджия О'Кифф – Торс» (1918-19), «Эквивалент» (1930).
«Зима, Пятая авеню» - результат трехчасового ожидания момента, в котором всё сошлось, всё остановилось в нужном равновесии. Альфред Стиглиц вспоминал, что эта фотография стоила ему большого терпения и трехчасового ожидания нужного ракурса. Двадцать второго февраля 1893 года была страшная снежная буря, но он продолжал стоять и ждать, когда, по его словам, фотография сама начнет двигаться на него.
Следы в рыхлом снегу ведут глаз по вертикали вверх к композиционному фокусу – к карете, запряженной двойкой лошадей, скрывающейся в снежной дымке. Снег делает очертания города размытыми, создавая эффект дымки, присутствующей у импрессионистов. Человек, противостоящий природной стихии, - романтический образ из девятнадцатого века.
«Терминал» - также выполнена с эффектом размытости, но создаваемого не атмосферой снежной бури, а паром, исходящим от лошадей, стоящих на морозе. Пар обволакивает не только лошадей, но и вагон, и человека, объединяя всех в единый образ. Здесь Альфред Стиглиц демонстрирует и технические возможности фотографии, и свое мастерство как художника.
Фотография «На палубе» открывает новый этап в творчестве мастера, его переход от романтики девятнадцатого века к модернизму - начала XX. Эта фотография сделана на палубе парохода, отплывающего из Нью-Йорка в Германию.
На его борту пассажиры, эмигрировавшие в Америку, но вынужденные вернуться обратно домой. Фотография делится на две части, верхнюю и нижнюю, мостками. Внизу парохода – бедный класс, вверху – зажиточный.
Совмещение разных пространств в одной фотографии является своего рода коллажем, на что обратил внимание Пабло Пикассо, впервые увидевший эту фотографию. На ней нет никаких живописных эффектов, характерных для раннего творчества Альфреда Стиглица, всё достаточно жёстко.
«Из заднего окна галереи 291» - фотография, сделанная фотохудожником после четырехлетнего перерыва. Это ночной вид из окна небольшой галереи Стиглица, известной как галерея «291». Она располагалась в квартире одного из небоскребов Нью-Йорка.
Здесь фотограф использует, с одной стороны, живописные эффекты, характерные для ранних работ, а с другой, - жесткие геометрические рисунки домов и крыш, характерные для второго, модернистского, периода.
Их столкновение наполняет фотографию тревожным настроением, создавая драматическую коллизию ночи. Эту фотографию можно считать переходной к третьему, самому плодотворному, периоду творчества фотохудожника.
«Джорджия О'Кифф – Торс» создана в период влюблённости Альфреда Стиглица в молодую, почти на четверть века моложе его, фотомодель, чьи картины он выставлял в своей галерее 291. Позднее она станет его второй женой и будет вдохновлять фотохудожника до конца жизни.
В эти годы он создает серию её портретов в самых необычных видах, к числу которых относится и эта фотография. Здесь обрезана нижняя и верхняя части тела, и возлюбленная обезличивается, представляя собой скорее пейзаж, в котором одни линии плавно перетекают в другие.
Наконец, фотография из серии «Экивалент». Эта серия - философское размышление о быстро меняющейся и быстро текущей жизни; о разных психологических настроениях человека. Тёмные оттенки на фотографии соответствуют тревожному и мрачному настроению, светлые – радостному и оптимистическому. Серия считается высшей точкой в карьере Альфреда Стиглица.
Стиглиц перестал фотографировать за десять лет до своей смерти в 1946-м. Из-за тяжелой болезни сердца он всё больше слабел и уже не мог обходиться без помощи Джорджии О'Кифф, которая, в отличие от него, была молода, красива, независима и успешна, хотя своим успехом была полностью обязана своему мужу.
Когда с Альфредом Стиглицом случился последний сердечный приступ, Джорджия путешествовала с одним из своих многочисленных поклонников. С ним рядом оказалась другФСая женщина, Дороти Норман, единственная, к которой О'Кифф безумно ревновала своего мужа.
Войдя в палату и увидев ее у постели умирающего Альфреда, она прогнала Дороти. Через несколько дней Альфред Стиглиц умрёт. Его тело кремируют, а прах Джорджия захоронит в месте, которое до сих пор неизвестно….
Это интересно
+21
|
|||
Последние откомментированные темы: