Перед нами икона XVII века из Сергиева Посада. Ее можно отнести к числу икон, изображающих как событие обретения Креста, так и установление чина Крестовоздвижения.
На ней много второстепенных деталей, но она интересна тем, что открывает молящемуся историю праздника.
Нижняя часть иконы разворачивается как свиток, рассказывающий об истории обретения Креста Господнего в IV веке. Присмотримся ближе к героям этой истории.
Слева главное действующее лицо - святая Елена. Она узнаваема по золотому нимбу над головой, царской короне, красной мантии и богатой тунике.
Ее фигура не раз появляется в разных частях иконы, но она сразу узнаваема по отличительным особенностям царской одежды.
Ритмичное повторение образа святой Елены подчеркивает ведущую роль царицы в событии. Первый раз (сцена слева) она стоит рядом с пещерой - гробом Господним. Его обнаружили при раскопках в Иерусалиме во время поиска Креста царицей.
Второй раз (в середине нижней части) – в момент, когда уже найдены три креста, но еще неизвестно, на каком из них был распят Иисус.
Наконец, в третий раз царица Елена изображена в сцене справа: в момент распознавания Креста Господа среди трех найденных. Везде равноапостольная Елена изображена в молитвенной позе, обращенной к Господу с просьбой помочь обрести Его Крест.
Так же часто изображается епископ Иерусалимский Макарий. Его фигура несколько меньших размеров, чем фигура Елены, но он – участник всех событий: раскопок на Голгофе, обретения трех крестов и исцеления тяжело больной женщины, позволившего найти Крест Господа.
Епископ Макарий хорошо узнаваем по черной мантии, красному хитону и белому капюшону.Его маленькая фигурка всегда рядом с Еленой. В первой сцене поиска крестов он смиренно молится, чтобы Бог помог отыскать Крест Господний. А потом и сам участвует в раскопках.
Во второй сцене, св. Елена, видя три креста и не зная, что делать дальше, обращается к патриарху со словами: «Как же нам узнать, какой из них Крест Господа?» Патриарх, повернувшись, дает совет: «Надо приложить все три креста к тяжело больному человеку и Крест, от которого наступит исцеление, и есть Крест Господень».
В третьей сцене видно, как епископ Макарий прикладывает поочередно кресты к одру тяжело больной женщины, а царица усердно молится, чтобы наконец найти то, что так долго она искала. Все события происходят на улице, открыто, при огромном стечении народа, который узнав о событии, приходит к Голгофе.
И вот – кульминация события: Крест найден, Патриарх Иерусалимский поднимается на возвышенное место. Он воздвигает Крест, показывая его на все четыре стороны, чтобы никто не остался не освященным и все могли отдать Ему честь. Устанавливается новый чин - Крестовоздвижение.
Позднее, когда будет выстроен храм Гроба Господнего, Крестовоздвижение будет отмечаться на другой день после освящения храма. Но, пройдет время, и значимость Воздвижения Креста начнет возрастать. Он оттеснит праздник освящения храма и встанет вровень с праздниками Пасхи и Богоявления. А в народе этот день в знак благоговения и скорби станет почитаться особым образом – постом и молитвами.
Центральная часть иконы - чин Крестовоздвижения. На фоне храма Воскресения в Иерусалиме архиепископ поднимает крест на возвышенное место. Крест – центр иконы. Вокруг него располагаются все и вся: храм, архиепископ, царица Елена, дьяконы, священнослужители, клирики, народ, богатые и бедные, мужчины и женщины.
Все стекаются, со всех концов города к месту поклонения святыне. Архиепископ чуть склонил голову в сторону св. Елены. Она стоит тоже на возвышенности, как и патриарх. Атмосфера иконы – торжественная, строгая, но и скорбная одновременно, что прочитывается по цветовой гамме.
Она решена в золотисто-желтых, красных и черных цветах. Золото – цвет Вечности и Царства Небесного, в котором пребывают святые, цвет торжества и победы. Красное – цвет жертвенности, сопровождающая крестный путь.
На кресте Господь принес жертву за весь род человеческий, исцелив его от клятвы смерти и даровав спасение. Крест – это новое Древо Жизни, вкорененное в новое человечество взамен древа, от которого вкусили Адам и Ева, приговорив человека к смерти.
Но сквозь небесную радость и торжество жизни над смертью проступают трагические черные и фиолетовые цвета: земли, хитонов, ряс и маковок храма, напоминающие о крестном пути Господа, который каждый христианин проходит прежде чем наступает торжество победы.
Поэтому не случайно каждому христианину в начале пути вручается крест, который он должен нести. И только тогда он примет радость, радость со слезами на глазах.
Это интересно
+12
|
|||
Последние откомментированные темы: