(Начало здесь и здесь) Михаил Врубель московского периода – это уже сложившийся мастер со своим оригинальным стилем, с набором идей, приемов и тем, сформировавшихся еще в Киеве. Большинство исследователей считает, что московский период был самым плодотворным для художника и уделяют ему больше внимания, чем киевскому, хотя без Киева не было бы Москвы.
Справедливости ради надо сказать, что многие серьезные исследователи отдают предпочтение все-таки киевским работам мастера, хотя и признают, что поздний Михаил Врубель («Сирень», «Царевна-Лебедь», «Шестикрылый Серафим» и другие) по энергетике, пониманию цвета и света приближается к постимпрессионизму Ван-Гога.
Эти картины уже никого не смешили, завораживая своей магией и таинственностью. Московский период оказался плодотворным в том числе и потому, что мастер встретился с женщиной, ставшей его Ангелом-хранителем - в противовес Демону, родившемуся из киевской страсти. Антиномичность пронизывает всё искусство художника, являясь его стержнем.
С одной стороны, лик страдающей Богородицы из Кирилловой церкви, с другой - Ее антитеза в образе Демона. Две ипостаси одного и того же реально существующего физического лица Эмилии Праховой. В Москве антиномичность получила обобщение и превратилась в представление о человеке как единстве добра и зла в их неразделенности и вечной борьбе.
Художник сумел вечный философский вопрос выразить в живописи так же сильно, как в литературе его выразил Лермонтов, а потом Достоевский. В Москве антиномичность его творчества обогатилась образом любимой женщины, ставшей антиподом больной киевской страсти. Та была разрушительницей, принесшей художнику неимоверные страдания; эта – созидательницей семейного очага, счастья и любви.
Первая, некрасивая и вполне обыденная женщина, предстает Богородицей с тоской и болью в глазах, царицей Тамарой – в иллюстрациях к Лермонтову, многочисленными вариантами страдающего Демона. Вторая, нежная и красивая, жена и мать любимого сына в образе Царевны-Лебедя, Души березовой рощи, Нимфы в кустах сирени, в образе Мировой Души и Вечной Женственности.
Московский период открывается работой «Демон сидящий». Тема Демона - центральная в творчестве Михаила Врубеля, не оставлявшая его на протяжении почти двадцати лет. Художник не столько пишет необычный образ, сколько творит свой миф.
Демон Врубеля это не падший ангел и не символ зла; это - сверхъестественное существо, определяющее судьбу человека, направляющее его по пути, часто ведущего к катастрофе. Каждому достается свой Демон, управляющий им с рождения. Демон – это характер, под влиянием которого человек совершает те или иные действия.
Каждый, наверное, может вспомнить ситуации, в которых он действовал словно бы кто-то другой управлял его действиями. Я в таких ситуациях была не раз, при этом ясно чувствовала, физически чувствовала, что нахожусь под влиянием чуждой мне силы, но ничего не могла с ней поделать. Кончалось это всегда катастрофой.
Не случайно в римской мифологии Демон – это символ судьбы и личности, гений, ведущий человека по своему пути. Демон - дух гордый, мощный, мятущийся, бунтарь-одиночка, не смиряющийся с обыденностью и скукой, властный и величественный в своей непокорности, но в результате всегда остающийся в гордом одиночестве с болью и тоской в душе.
Это ангел вечера, призванного заклинать ночь. В такие минуты невыразимой тоски, с томящимися, скорбными глазами, глазами усталой, тонкой и умудренной души и изобразил Врубель Демона. И это были глаза самого художника, которые он каждый день видел в зеркале.
Работу над Демоном художник начал еще в Киеве - с росписи Кирилловой церкви, где в праздничной композиции Пятидесятницы изобразил громадную фигуру Космоса, противостоящего Богу и воплощающго в себе демоническое начало.
Работа над «Демоном» в доме Саввы Мамонтова наводила тихий ужас на хозяина, и особенно – на хозяйку, набожную и суеверную, требовавшую, чтобы муж немедленно изгнал из дома этого художника вместе с его дьявольской картиной.
Однако «Демон», несмотря ни на что, был закончен в первый же год московского периода (1890-й). Но картина имела уже мало общего с тем Демоном, который четыре года назад видел в набросках отец художника, приехавший к нему в Киев. Тот Демон, по словам отца, имел сходство со стареющей злобной бабой, похожей на Эмилию Прахову.
Так началась «демониада» Михаила Врубеля, имевшая продолжение в иллюстрациях к Лермонтову, в скульптурах и картинах. За его спиной начали шептаться, что художник одержим дьяволом, но это только подхлёстывало интерес к нему. Михаил Врубель стал модным. Заказы полились к нему рекой: оформление интерьеров богатых домов, панно, мозаики, оформление спектаклей, эскизы костюмов...
Это длилось десять лет, вплоть до первых признаков болезни в 1901-м году. Десять лет непрерывного напряжения и работы по 15-20 часов в сутки обернулись неизлечимой болезнью. Но пока ему сорок и он, наконец, всерьез задумался о женитьбе. На примете - три претендентки, но все ему отказали. К счастью, появилась четвертая.
История встречи и любви мастера и молодой талантливой певицы Надежды Забелы начиналась загадочно и таинственно. В Петербург для написания декораций к постановке оперы Мамонтова «Гензель и Гретель» должен был ехать Коровин, который заболел. Тогда Савва Иванович отправил в столицу Михаила Врубеля.
Войдя в темный зал театра, где в это время шла репетиция, Михаил Александрович остановился как вкопанный, ошеломленный голосом певицы, которую еще не видел. В перерыве, вбежав за кулисы, он восторженно пожимал ее руки, сразу влюбившись в образ, нарисованный ему ее голосом.
Надежда Ивановна была на двенадцать лет младше художника и хороша собой. Молодая, нежная, с аристократически тонкими пальцами, голубыми глазами и манерой смущенно смеяться. Чтобы снова и снова слышать ее голос, только на оперу «Садко» он ходил девяносто раз.
Памятуя о прежних отказах, Михаил Александрович боялся, что она тоже откажется принять предложение стать его женой. Тем более что репутация его была скандальной, заработки случайными, он много пил, сорил деньгами и слыл декадентом. Но вопреки всему, в том числе и протестам со стороны ее семьи, она согласилась. В 1896 году они стали мужем и женой и уехали за границу в свадебное путешествие.
Вернулись из поездки в Харьков, где Надежде Ивановне предложили петь партию Тамары в опере «Демон». Михаил Врубель не мог оставаться в стороне, предложив свои услуги по сценическому оформлению спектакля и костюмов. Всё, что придумал художник для любимой жены, было потрясающим. И впредь Врубель всегда сам оформлял и шил ей костюмы для спектаклей, делал грим и придумывал прически.
Вскоре С.И.Мамонтов пригласил их обратно в Москву, где с Надеждой Ивановной хотел познакомиться Римский-Корсаков. Она стала его певицей, для неё композитор писал все главные партии своих опер: «Снегурочка», «Псковитянка», «Моцарт и Сальери»... В опере о Царе Салтане Надежда Ивановна предстала в образе Царевны-Лебедь, ставшей символом той жизни, в которой Михаил Александрович был абсолютно счастлив.
Художник создавал не только сценические образы жены, но и любил придумывать интерьеры их съемных квартир, тратя на обустройство больше, чем мог себе позволить даже С.И.Мамонтов: художник не хотел впускать в свой дом никакой обыденности, его должно было окружать только искусство, ставшее его религией.
Однако семейное счастье продлилась всего пять лет. В 1901 году в семье родился сын Саввочка, у которого оказалась уродливая заячья губа. Для Михаила Врубеля это стало страшным ударом; в случившемся он обвинял себя и вскоре снова вернулся к теме Демона, заказав холст огромного размера, на котором вскоре стал появляться "Демон поверженный". (Окончание здесь)
Это интересно
+21
|
|||
Последние откомментированные темы: