Сегодня чрезвычайно важна и интересна тема русских народных промыслов. Мезенская роспись (или палащельская роспись) - одна из наиболее древних, родом из русского севера, Архангельская область – река Мезень.
Часто использовалась в быту, периодически использовалась в оформлении фасадов и интерьеров изб.
Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.
В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
В росписи преобладают зооморфные изображения – знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем)…
Самый распространенный сюжет прялок – это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом. Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и чёрный.
Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей.
Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.»
Лед — три ломаные линии наподобие ступенек,
Юность — изображение ростка: двойная завитушка и красный бутон над ней,
Дом — символ, похожий на палатку или шатер,
Море — волнистая красная линия, а под ней повторяющая ее тонкая черная,
Изобилие — палочка с двумя завитушками сверху,
Лето — двойной квадратик с цветочком внутри.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+36
|
|||
Последние откомментированные темы: