Серьезно, какой критерий, знак, случай подскажет нам, что перед нами гений? Много, конечно, приходит в голову всяких ответов: и про то, как святое искусство цепляет за живое, и про популярность, и прочее. Но очень хорошим (лучшим?) критерием гениальности художественного произведения является частота его цитирования. Или то, сколько еще творческих единиц это произведение смогло зажечь.
Когда художник создает не просто картину или скульптуру, а некий художественный код, который как формулу будут успешно использовать многие последующие поколения. Речь пойдет о цитатах Пита Мондриана, точнее о
лучших и самых значимых из них. Питер Корнелис Мондриан — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Конечно, самым первым номером идут Ив Сен-Лоран и его коллекция 1965 года "Трапеция". Это исключительный случай, когда цитата становится чуть ли не известнее первоисточника. Думаю, что не все поклонники модельера были в курсе, чем вдохновлялся кутюрье, потому как не всегда между знатоком моды и знатоком искусства можно поставить знак равенства, но тем громче прозвучало имя Мондриана в мире моды. В связи с коллекцией Ива Сен-Лорана нельзя не вспомнить коллекцию Moschino 1990 года как один из лучших ремейков всем полюбившейся классики. Вообще удивительно, как много кругов на воде оставил этот художественный код в мире моды. Одни из самых, на мой взгляд, выдающихся колористов в мире одежды — Marimekko и Roksanda Ilincic — тоже выдали прекрасные вариации на тему полотен Мондриана. Это даже не цитата как таковая, а скорее созвучие двух творческих произведений. Потому как архитектор и дизайнер Геррит Ритвельд входил в ту же художественную группу Stil, в которой состоял и сам Мондриан. Группа провозгласила своим стилем идею неопластицизма — направления, характеризующегося сочетанием четких прямоугольных форм и абстрактной живописи. Ритвельд создал так называемый "Красно-синий стул", который по праву занял одно из главных мест в истории дизайна интерьера. Кстати, неопластицисты брали за основу своей идеи целое учение о том, как пересекается горизонталь экватора Земли с вертикалью Солнце-Земля. В общем, не абы что, а целая философия. Третья цитата из области архитектуры — это водонапорная башня из цветного оргстекла работы Тома Фруина. И пусть простояла она на северо-западе Бруклина совсем недолго, зато впечатлений оставила у горожан на многие годы вперед. В этой работе геометричный код Мондриана разошелся на самые нестандартные для него цвета, которые к тому же постоянно менялись в зависимости от освещения и фона. Башня похожа на невероятных размеров калейдоскоп. На четвертом (равно как на пятом, шестом и далее) месте оставшееся огромное количество профессиональных и не очень вариаций на заданную тему. Простота и выразительность мондриановского кода позволяет перелагать его на какие угодно лады. Это действительно уникальная формула дизайна, баланс живописи и графики, потрясающий пример того, каким выразительным может быть минимализм. И на десерт сладенькое.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+11
|
|||
Последние откомментированные темы: