Дэвид Гамильтон принадлежит к послевоенному поколению, хотя родился до начала второй мировой – в 1933 г. Но эстетически его сформировало послевоенное время и изменения, которые произошли в области фотографии после войны. Здесь следует сделать некоторое отступление и углубиться в историю фотографии.
По инерции полтора десятка лет после окончания войны в фотографии доминировала документалистика, но телевидение делает такую фотографию всё менее значимой с информационной точки зрения. Параллельно происходит моральное устаревание позиций, на которых существовала прежняя фотодокументалистика.
Оптимистический гуманизм и вера в социальные преобразования, господствовавшие до войны, не сумели предотвратить ни войну, ни ее бесчисленные жертвы. В результате на смену концепции социальной ответственности приходит концепция авторской безответственности, для которой характерно признание многообразия взгляда на мир и постепенное выталкивание творческой интеллигенции (художников, писателей и фотографов) из социального пространства в частное.
Новое поколение, воспитанное на телевидении, начинает смотреть на фотографию уже не просто как на документ, фиксирующий внешний факт, а как на средство самовыражения, как на духовную и медитативную практику. Рождается авторская фотография и большинство серьезных фотографов параллельно с официальным местом работы в прессе, всё более ценным для себя считают создание именно такой, авторской, субъективной, фотографии.
Она, хоть и остается документальной, но уже гораздо меньше зависит от общественного мнения и значительно меньше подвержена существующим стереотипам. Современная фотография, по мнению видных специалистов, осмысливающих, что такое фотография, должна снимать не то, что уже есть, а то, что существует сверх этого. Т.е. фотография - это метафора, символ иного, чем видимость.
В результате этих процессов появляется необходимость учить не только фотографов, но и зрителей тому, как читать фотографию, поскольку предметом пристального внимания со стороны фотографов становятся темы, некогда табуированные в обществе и потому шокирующих публику своими откровениями.
Фотография всё больше совпадает с современным искусством, для которого важна философская позиция автора и средства ее выражение через фотографию. Взаимопроникновение фотографии и современного искусства произвели глубокую трансформацию фотографии.
В частности, в области фотографии возникли структуры, сопровождающие процесс создания и распространения фотографий, подобно тому, как это делается в искусстве: организация специального образования, финансирование процесса создания фотографий, формы представления и ее распространения.
Фотографии начинают покупать и выставлять в крупных музеях, как картины, а популярные и известные фотографы становятся миллионерами. К числу таких, безусловно, интересных и уже культовых фотохудожников, можно отнести, например, Диану Арбус и Дэвида Гамильтона.
Оба шокировали общественное мнение, оба окончили жизнь самоубийством, не в последнюю очередь под влиянием социального давления. Самоубийство Дэвида Гамильтона случилось всего несколько месяцев назад - в ноябре 2016. И оно напрямую связано с тем, что Мастер делал. Известность к нему пришла после альбома с фотографиями девочек-тинэйджеров, выпущенного в 1971-м году под название «Мечты юной девочки». Но лучшим альбомом этой серии является «Возраст невинности» (1995).
Фотографии возмутили представителей многих религиозных общин, обвинивших Гамильтона в детской порнографии. Долго он не обращал внимания на эти выпады. До тех пор, пока некоторые из его бывших фотомоделей вдруг не начали выдвигать против него обвинения в изнасилованиях. Не выдержав такого давления, восьмидесятитрехлетний Дэвид Гамильтон покончил жизнь самоубийством, скончавшись от удушения.
Его тело был найдено в своей квартире в Париже с полиэтиленовым мешком на голове. После такого длинного экскурса в историю, перейдем к тому, что же делал этот сегодня признанный всеми классик фотоискусства, почему никто не равнодушен к работам Гамильтона. Одни его боготворят и готовы платить за его снимки баснословные деньги, другие ненавидят, проводят пикеты с призывами привлечь художника к суду и устраивают митинги в знак протеста.
Скандалы вокруг его работ не прекращаются, прежде всего, в Англии и Америке, что дало основание Гамильтону как-то сказать, что это англо-саксонской проблема, намекая на комплекс неполноценности и сексуальную озабоченность англосаксов.
Однако, и в России его фотографии вряд ли появятся в ближайшее время, особенно если вспомнить печально известную историю с прошедшей в сентябре 2016 году выставкой фоторабот «Без смущения» другого крупного американского фотомастера Джока Стёрджеса.
Она также вызвала много скандальных заявлений высокопоставленных лиц и блюстителей морали, потребовавших организаторов закрыть выставку. Причина: фотографии несовершеннолетних девочек, что квалифицировалось ими как пропаганда детской порнографии.
На протяжении последних ста лет тема подростковой эротики в искусстве всегда вызывала и вызывает скандалы. Еще в 1914 г. с этим столкнулся гениальный Эгон Шиле, которого за рисунки девочек-подростков, а также за связь с несовершеннолетней моделью (по доносу соседей) обвинили в детской порнографии и посадили на месяц в тюрьму.
Его оправдали, но из тюрьмы он вышел подавленным и психологически сломленным, его цветовая палитра из яркой становится мрачной и трагической. Другой случай – известный французский художник Бальтюс в уже зрелом возрасте увлекся темой подростковой эротики.
Его интересовало, как в маленькой девочке-подростке просыпается женщина. Дэвид Гамильтон вспоминает именно этого художника, когда говорит о теме взросления девочки: как из нежного и невинного создания, идеала красоты и чистоты рождается женщина. Тема, давно привлекающая внимание психологов, психоаналитиков и философов.
Но Дэвид Гамильтон прежде всего фотохудожник, создающий потрясающие фотографии, напоминающие картины импрессионистов. Он разработал собственную технику, секреты которой никому не передает. Он вообще мало интересуется другими фотомастерами, упоминая только любимого Ман Рея и близкую ему по духу, но моложе на двадцать лет, Салли Манн.
Она тоже прославилась фотографированием детей, но своих детей, создав фантастические образы детства. Её 65 фотографий составили замечательный альбом «Ближайшие родственники», в который вошли снимки членов семьи фотохудожницы, в том числе детей, отдыхавших с родителями на каникулах. И её тоже, по сложившейся уже традиции, обвинили в пропаганде детской порнографии.
Дэвид Гамильтон фотографирует всегда в мягком дневном свете, подчеркивающем непринужденность и естественность образа и никогда не пользуясь искусственным освещением. Его работы отличает размытый фокус и зернистость. Распущенные волосы, мягкие легкие драпировки или отсутствие одежды вообще, романтика и ностальгия по годам давно ушедшей юности.
Сам художник говорит о том, что это образы потерянного рая, из которого так рвется детство. Мягкий колорит, выверенная и продуманная композиция, гармоничность образа и прекрасная техника создают особую атмосферу нежности и красоты. Это настоящее искусство, эротика высшего достоинства. И кто назовет ее порнографией?
Разве что больной педофил, или религиозный фанатик, или тот, кто вообще не разбирается в искусстве и не может отличить эротику от грубой порнографии. Тем не менее, консерваторов и традиционалистов худшего разлива хватает, а в России это вообще стало дурным трендом. Россию спасает еще то, что современное искусство вообще для большинства россиян непонятно, не пользуется спросом и чаще всего подвергается резкой критике.
На западе принято пикетировать книжные магазины, продающие альбомы фотографий Гамильтона, устраивать разбирательства в суде за хранение дома фотографий фотографа, но Дэвид Гамильтон довольно спокойно реагировал на эти выпады, считая, что умный и образованный человек всегда сумеет отличить искусство от не-искусства, непристойность от чувственности.
Споры идут, но альбомы Дэвида Гамильтона – нарасхват, доходы от них – миллионные, его фотографии украшают престижные общественные места мира, а художник по праву занимает место рядом с прославленными фотомастерами, такими как Ричард Аведон, Ман Рэй, Анри Картье-Брессон, Александр Родченко, Ирвин Пенн, Эжен Атже, Диана Арбус, Эллиот Эрвитт, Йозеф Судек и многими другими.
Это интересно
+15
|
|||
Последние откомментированные темы: