(Начало здесь) Юрий Анненков продолжает вспоминать о своих встречах с вождем, увиденным не глазами соратников и сторонников, а его противников. Это взгляд с противоположной стороны баррикады, взгляд, который долго не принято было не то что печатать, но даже высказывать.
Художник вспоминает, о чем они говорили во время сеансов, какие Владимир Ленин приводил аргументы, чему удивлялся и как шутил. Юрий Анненков фактически написал два портрета: один художественный, другой - словесный: жесткий и нелицеприятный.
Сказанное Владимиром Ильичом предвещало и философский пароход 1922 года, и массовые аресты и расстрелы, и эмиграцию «недобитых». Всё это вполне укладывалось в идеологию подавления «чуждых» элементов, которые в эмиграции с тоской вспоминали Россию, в которой чудом не были расстреляны, но всё-таки хотели вернуться обратно:
Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.Закрыв руками грудь и шею,-
вот-вот сейчас пальнет в меня -
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.
(В.Набоков. Расстрел. 1927, Берлин)
Разговор художника с вождем революции был не просто разговором, это была словесная дуэль идеологических противников.
«Я, знаете, в искусстве не силен, искусство для меня, это… что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его — дзык, дзык! вырежем. За ненужностью»…. Ленин снова углубился в исписанные листы бумаги, но потом, обернувшись ко мне, произнес:
«Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг «ликвидировать безграмотность» отнюдь не следует толковать как стремление к нарождению новой интеллигенции. «Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель — вполне практическая. Только и всего».
Кроме своих соображений об интеллигенции и грамотности, Владимир Ильич высказывался и о другом, в частности, что художник должен быть реалистом, как и политик, и что всякие там «измы» (импрессионизм, кубизм, футуризм и т.д.) только искажают искусство. Художник хотел было спросить, а как быть с политическими "измами": марксизмом, социализмом, коммунизмом и т.д., но вовремя остановился.
Последняя встреча с Владимиром Лениным состоялась у Юрия Анненкова через два года, в декабре 1923, когда смертельно больной вождь доживал в Горках последние дни. Каменев попросил художника снова сделать его портрет, однако, Крупская была категорически против, и художник понял почему, когда увидел самого Ленина:
«…полулежавший в шезлонге, укутанный одеялом и смотревший мимо нас с беспомощной, искривленной младенческой улыбкой человека, впавшего в детство, Ленин мог служить только моделью для иллюстрации его страшной болезни, но не для портрета Ленина».
И Анненков вдруг вспоминает разговор с Зиновьевым, с которым ему незадолго до этого случилось ехать в Москву. Они разговорились о Париже, и Зиновьев с тоской в голосе и глазах сказал, что Париж ему сейчас недоступен. Вспоминая, он вдруг заговорил о том, как Владимир Ленин бегал ранним утром в булочную за хлебом и добавил:
«Его супружница предпочитала, между нами говоря, бриоши, но старик был немного скуповат… Революция, Интернационал — все это, конечно, великие события. Но я разревусь, если они коснутся Парижа!»
Умер Владимир Ленин 21 января 1924. Юрий Анненков жил тогда в Петербурге. На другой день его срочно вызвали в Москву, чтобы он написал посмертный портрет вождя, но заказ художника не вдохновил и он сделал всё, чтобы до него «не достучались». Портрет написал Кузьма Петров-Водкин.
В Москву художник все-таки поехал, но только через три недели. Его тут же пригласили в военно-редакционный совет, где было предложено ознакомиться с документами и фотографиями, на основании которых потом нужно было сделать иллюстрации к книге о Владимире Ленине. При знакомстве с документами художника
«...поразила стеклянная банка, в которой лежал заспиртованный ленинский мозг, извлеченный из черепа во время бальзамирования трупа: одно полушарие было здоровым и полновесным, с отчетливыми извилинами; другое, как бы подвешенное к первому на тесемочке, — сморщено, скомкано, смято и величиной не более грецкого ореха.
Через несколько дней эта страшная банка исчезла из Института и, надо думать, навсегда. Мне говорили в Кремле, что банка была изъята по просьбе Крупской, что более чем понятно. Впрочем, я слышал несколько лет спустя, будто бы ленинский мозг был перевезен для медицинского исследования куда-то в Берлин».
Увидел художник и маленькую записную книжечку, всю исписанную ленинским почерком, и не снимая варежек, т.к. помещение не отапливалось, он стал переписывать её в свою записную книжку. Вскоре и эта ленинская записная книжка исчезла, как исчезла и банка с мозгом. После эмиграции, книжка уехала вместе с художником в Париж, и через несколько лет Анненков решил опубликовать записи Ленина. С большим трудом ему это удалось. Вот некоторые из них:
«В результате моих непосредственных наблюдений в годы моей эмиграции я должен признаться, что так называемые культурные слои Западной Европы и Америки не способны разобраться в современном положении вещей, ни в реальном соотношении сил; эти слои следует считать за глухонемых и действовать по отношению к ним, исходя из этого положения…
На основании тех же наблюдений и принимая во внимание длительность нарастания мировой социалистической революции необходимо прибегнуть к специальным манёврам, способным ускорить нашу победу над капиталистическими странами.
Говорить правду — это мелкобуржуазный предрассудок. Ложь, напротив, часто оправдывается целью. …Капиталисты всего мира и их правительства в погоне за завоеванием советского рынка закроют глаза на указанную выше действительность и превратятся таким образом в глухонемых слепцов.
Они откроют кредиты, которые послужат нам для поддержки коммунистической партии в их странах и, снабжая нас недостающими у нас материалами и техниками, восстановят нашу военную промышленность, необходимую для наших будущих победоносных атак против наших поставщиков. Иначе говоря, они будут трудиться по подготовке их собственного самоубийства».
Художник приходит к заключению, что мысли Владимира Ильича оказались пророческими. Что же касается предполагавшихся иллюстраций к книге о Ленине, то дальше идеи это дело не пошло. Но в конце марта 1924 года ему пришло предложение создать оригинал портрета Владимира Ленина, который мог бы использоваться на изделиях Гознака.
Было указано, каким должен быть портрет: академическим, выполненным однотипной живописью и законченным. За каждый выполненный портрет – пятьсот рублей, а в случае победы в конкурсе еще тысяча - за первое место и пятьсот – за второе. За основу портрета для Гознака Юрий Анненков взял портрет 1921 года, и хотя он не был выполнен в академическом стиле, но конкурс художник выиграл, и ему была выплачена указанная сумма.
«Это оказалось весьма своевременным, так как я подготовлял мой отъезд за границу и, конечно, деньги были очень нужны. 1000 рублей равнялась тогда приблизительно 37 000 французских франков, что в 1924 году являлось для меня довольно полезной суммой. За границей у меня не было никаких связей, и я знал, что мне придется начать мою жизнь сначала».
Это интересно
+17
|
|||
Последние откомментированные темы: