Источник: LoKi's Lab
Сегодня, наконец, я подготовила для вас большую экскурсию в мир книги. Тема экскурсии — обложки и их оформление в разные периоды истории.
Перефразируя известную поговорку, книгу встречают по обложке, поэтому, разумеется, во все времена ее старались делать как можно более нарядной и привлекательной, достойно и красиво отражающей содержание, так что постепенно это превратилось в отдельный вид искусства.
Мы начнем наше путешествие с тех времен, когда практически все книги были религиозными. Поэтому религиозная символика была определяющим элементом декора обложки. Обычно в центре ее находился крест, окруженный орнаментом, соответствующим стилю эпохи.
Вот обложка коптской Библии, Египет, VII-VIII вв. — кожа, позолота.
Здесь крест окружен узорами, стилистически чем-то напоминающими терновый венец, но в остальном декор достаточно сдержан.
В средневековой Европе, как известно, книги переписывались и изготавливались вручную, стоили дорого, а зачастую и очень дорого, особенно, если их обложки были украшены золотом и драгоценными камнями (собственно, чаще всего они изготавливались ювелирами).
Вот, например, оклад Евангелия из Линдау, Австрия, 760 год.
Здесь мы можем видеть изумительные по сложности переплетения кельтских узоров, окружающих непременные элементы оформления окладов средневековых религиозных книг: крест; изображения четырех евангелиста в каждом из углов и символическое изображение Христа в центре, напоминающее о Распятии. Все богато украшено драгоценными камнями.
Нечто подобное можно увидеть и на этом окладе, где "венец" расположен в центре и поверх креста.
Ирландский манускрипт 750 г. «Stowe Missal» из монастыря Lorrha (в Тепперэри). Хранится в Королевской Академии Дублина.
А в Евангелии из Линдисфарна (конец VII-начало VIII вв.) роль центрального элемента играет драгоценный камень самого насыщенного оттенка.
Иногда художник просто изображал Христа в окружении символов четырех евангелистов.
Франция. Лимож; XIII в.
Или же в окружении избранных святых и с Девой Марией по правую руку:
Оклад Евангелия, Бенедиктинский монастырь г. Сен-Поль, Каринтия, Австрия, 1260 г.
А вот оклад Евангелия, сделанный в 1568 г. в России, в мастерских Московского Кремля:
Как и на западных образцах, здесь в углах присутствуют четыре евангелиста, Христос в центре, по обе стороны от Него Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель, а также избранные святые и ангелы. Обратите внимание на орнамент — узор подобного рода является характерным для русской скани.
Еще одна работа российских мастеров. На этом окладе изображены распятие и смерть Христа (1701 г.; находится в Русском музее Санкт-Петербурга):
Но вернемся в Западную Европу. Посмотрите на необычное исполнение этого оклада:
1194г.; Германия. Хильдесхайм, Музей Собора Вознесения Святой Марии
На этом окладе распятие Христово выполнено на пластинке из слоновой кости. Такой способ украшения окладов был довольно популярен в период расцвета Средних веков. Также мы видим в углах эмали с изображениями евангелистов, а между ними круглые медальоны с персонификациями четырех основных добродетелей — справедливости, благоразумия, воздержанности и стойкости:
Франция. Лотарингия. г. Мец; XII в.; местонахождение: Германия. Дармштадт. Гессенский государственный музей
На этом окладе обращает на себя внимание не только самобытный узор, но также камни, играющие роль увеличительных линз. Это позволяет рассмотреть рисунки под ними.
1030-1050гг. ; Германия. Регенсбург; нынешнее местонахождение: США. Балтимор.
На этом окладе из слоновой кости присутствуют только символические изображения: Агнец Божий, символизирующий Христа и символы евангелистов: лев, телец, орел и ангел.
Юг Италии; XI в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Иногда изображали Архангела Михаила, низвергающего змея. Это символизировало победу над дьяволом.
1030-1050гг.; Германия; нынешнее местонахождение: США. Балтимор.
С течением времени стали появляться не только религиозные, но и светские книги. Вот, например, ювелирная книга герцогини Анны Баварской (XVI век) (которая называется так, потому что в ней зарисованы все ее драгоценности) защищена кожаным переплетом с золотым тиснением и драгоценными застежками:
В XVII-XVIII веках среди высших слоёв общества Скандинавии, Германии, Швейцарии и Голландии были популярны миниатюрные молитвенники и другие книги религиозного содержания в переплётах, представляющих собой настоящие произведения искусства, выполненных из филигранного серебра, часто с позолотой и гравировкой:
Книга в переплёте из филигранного серебра, Стокгольм, 1696 год. Собрание музея Метрополитен.
Серебряная обложка от германской или голландской книги 1610-20 гг. :
Книга XVII века в обложке с накладками из филигранного серебра. Имя владельца и год создания книги (1692) выгравированы на внутренней стороне одной из пряжек:
Обратите внимание на рисунок обреза:
В Англии XVI-XVII веков было распространено своеобразное хобби: создание вышитых обложек книг.
Это могли быть какие-нибудь сценки...
...или просто цветочный орнамент.
А в середине XIX века в Европе было модно иметь книги, украшенные перламутром и художественными миниатюрами:
В конце XIX-начале XX веков были распространены в основном кожаные или тканевые переплеты, которые могли иметь практически любое оформление. Встречались относительно простые обложки:
Некоторые делались поинтересней, с характерными для того периода цветочными и другими узорами:
Или же с изображением героев, как в этих «Кентерберийских рассказах»:
Встречались и совершенно роскошные издания, как, например, эти «Рубаи» Омара Хаяма:
Интересно сравнить разные издания знаменитого сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера.
Первое издание (1860-ые) характеризуется достаточно сдержанной цветовой гаммой:
Более позднее, эпохи модерна — яркое и вызывающее:
Красиво оформлена могла быть любая книга.
Приключенческий роман Жуля Верна «Таинственный остров».
Детская энциклопедия:
Учебник по садоводству:
Учебник по декорированию дома, в частности, мебели:
Детская книжка. Льюис Кэролл «Алиса в Стране чудес».
Артур Рэкхем «Спящая красавица». Фантазия на тему сказок братьев Гримм и Шарля Перо.
Для сравнения: «Принцесса Лера». Сказка Николая Кронидова. Рис. Н. Калмакова. Издание автора. 1911 год.
Или же путеводитель по Йоркширу.
Кстати, обратите внимание: уже в те времена стали печатать (или вклеивать) некоторые иллюстрации на обложке.
«Рождественская история» Диккенса.
А с приходом кино их место часто занимали кадры из популярных фильмов. Например, в этом издании на обложке изображен кадр из киноленты «Поллианна» 1920 года с легендарной Мэри Пикфорд в главной роли:
А иногда рисунки переплетов создавались самими авторами. Например, обложка первого издания сказки «Хоббит, или туда и обратно» Д. Р. Р. Толкина, Англия 1936 год.
Суперобложка:
Сама книга:
Как видите, к середине XX века сформировались основные тенденции в оформлении книг, которые характерны и для нашего времени.
На этом у меня все. Спасибо за внимание! Надеюсь, что вас не очень утомило это маленькое путешествие и вы нашли для себя новые источники вдохновения!
Ключевые слова: книга, обложка для книги, обложка, оклад, обложки, переплёт, средневековье, суперобложка, история, христос, дева мария, слоновая кость, резьба по кости, драгоценные камни, кожа, тиснение, графика, дизайн
Это интересно
+23
|
|||
Последние откомментированные темы: