Александра Экстер (1882 г.р.), урожденная Григорович, жила на сломе веков, когда традиционное искусство уступало место искусству новому: непонятному, яркому, феерическому. Кубизм, футуризм, импрессионизм, постимпрессионизм, беспредметность, абстракционизм, супрематизм… Главным становилось не изображение натуры, а впечатление, настроение, мысль и философия.
Но становление Экстер как художника было связано не с Россией, а с Францией, в которой она прожила с небольшими перерывами семь лет с 1907 по 1914 год, учась живописи у знаменитых художников. В 1903 году, выйдя замуж за кузена, обеспеченного адвоката Экстер, она получила возможность ездить по Европе и знакомиться с живописью известных мастеров.
В Париже Александра не только училась, но и имела свою мастерскую,и здесь у нее было много знаменитых друзей: Пикассо, Леже, Аполлинер, Брак, супруги Делоне и другие. Кроме того, она участвовала в нескольких парижских выставках (салоне независимых, «Золотое сечение»), что давало ощущение вписанности во французский контекст.
Понятно, почему Экстер чувствовала себя в гораздо больше степени французской художницей, чем русской. Это в том числе было одной из причин, почему она решила в 1924 году остаться во Франции навсегда, но при этом не примкнула к русской эмиграции, хотя до конца дней сохраняла советский паспорт и советское гражданство, даже во время Второй мировой, когда это граничило со смертельной опасностью.
Александра Экстер умирала в небольшом городке под Парижем Фонтене-о-Роз в полном одиночестве, нищете и совершенно больная. В последние два года жизни она собирала и укладывала в коробки свой архив, чувствуя, что жить ей осталось недолго. В годы войны Экстер выжила только благодаря помощи друзей, в частности, Симона Лиссима, ее ученика, эмигрировавшего после октябрьской революции в США.
В благодарность за помощь она завещала ему большую часть своего архива, который Лиссим увез после смерти художницы в 1949 году в Америку. Ее работы рассеяны по всему миру. Они есть во Франции, Америке (большая часть), в различных городах России, в Германии, Австрии, Новой Зеландии, Швеции, на Украине и в основном в частных коллекциях.
Сегодня картины Экстер продаются на аукционах за миллионы, за ними гоняются коллекционеры, их подделывают, что является признаком популярности, и многое из выставляемого под ее именем, требует тщательной экспертизы на подлинность.
Самой дорогой картиной Экстер, проданной более чем за миллион фунтов стерлингов, является «Венеция» (1925). Картина - настоящий праздник цвета и света. Многочисленные мостики, дворцы и храмы - все наполнено звуками радости и счастья.
В России русско-французская художница жила и работала сравнительно недолго – всего десять лет: с 1914 по 1924, но в эти самые плодотворные для нее годы она приняла участие во всех знаменитых выставках русского авангарда:
Бубновый валет; 0,10, Трамвай В; 5х5=25 и других, но ни одной персональной выставки в России в те годы у нее не было. Были у Малевича, Татлина, Поповой, Удальцовой, а у нее - нет. Очень энергичная и активная, Экстер активно работала в театре, кино, стояла у истоков ар-деко, экспериментируя в декоративно-прикладном искусстве и дизайне,
работала в Москвошвее, создавая парадный мундир для Красной Армии и эскизы модной одежды. Придавая большое значение красоте быта, она делала эскизы платков, скатертей, шарфов, многому научившись у Сони Делоне еще живя в Париже. Кроме того, она активно участвовала в оформлении Одессы к празднику Первое мая.
Молодая художница играла роль своего рода связующего звена между русской и европейской культурой, а позднее, входя в круг художников русского авангарда, часто становилась примиряющей фигурой, находя компромиссы между художниками. Без этого никакие выставки просто бы не не состоялись.
Еще живя в Париже, Экстер привозила очень много интересной информации о новых веяниях в европейской живописи, знакомя художников и знакомых с последними новинками европейского авангарда. Ее киевская квартира превратилась тогда в своеобразный культурный салон, а позднее – в центр авангардного искусства. В квартире бывали Ахматова, Мандельштам, Малевич, братья Бурлюки и другие.
В 1915 году Экстер примкнула к группе Казимира Малевича и в следующие два года у нее появляются супрематические композиции. Вместе Малевич и Экстер работали в артеле знаменитой украинской деревни Ветровка, изучая народное искусство украинской вышивки.
Малевич безгранично доверял своей ученице и единственную впускал в святая святых - собственную мастерскую, остерегаясь преждевременного раскрытия своего открытия - супрематизма. Но прославилась Экстер, прежде всего, своими театральными работами.
В 1916 году ее пригласил на работу в Камерный театр Таиров, первым заметив ярко выраженную театральность ее работ. Сотрудничество было очень плодотворным, хотя длилось недолго, всего пять лет, и закончилось полным разрывом.
Вместе они поставили три спектакля: по пьесе Иннокентия Анненского «Фамира Кифаред» (1916), «Саломея» по книге Уальда, и Ромео и Джульетту по Шекспиру (1921). Оформление фойе театра, занавеса, костюмы и декорации были равноправными участниками спектаклей, а о последнем из них, «Ромео и Джульетта», критики писали, что Экстер затмила Таирова.
Это стало концом их сотрудничества. Спектакль критика назвала для Таирова провальным и вскоре он был снят. Но идеи и достижения Экстер как театрального художника оказали огромное влияние и сама она многое из найденного использовала в своих последующих спектаклях, как на русской сцене, так и на французской.
Экстер впервые отошла от горизонтальных декораций, предложив вертикальные. Все действия «Ромео и Джульетты» разворачивались на семи мостиках, расположенных на разных уровнях, и одновременно соединяющих дома Монтекки и Капулетти.
К настоящему времени сохранилось достаточно много эскизов костюмов, но ни одного живого, а все попытки сшить их заново оканчились неудачей. Материал, мастерство и многое другое утрачены навсегда.
Визитной карточкой Экстер является цветовая насыщенность ее работ, ритм и форма. Не исключение и театральные работы. Начинала художница, как и многие другие русские авангардисты, с импрессионизма, где цветовая насыщенность еще только нащупывалась.
Но переходя к кубизму и особенно к кубофутуризму, все сильнее и насыщеннее становились цвета, словно выплескивающиеся за пределы форм. Кубофутуристические костюмы были характерны не только для спектаклей Таирова, но и для кинофильма Протазанова «Аэлита», для которого она создала сверхнеобычные для того времени костюмы.
Во всем, что она делала и чем занималась, а занималась Экстер не только живописью и театром, но и создавала рукотворные книги, увлекалась гончарным искусством, преподавала, она всегда придавала главное внимание качеству исполнения. И закончить хочу этот небольшой рассказ о замечательной, но малоизвестной художнице русского авангарда стихотворением Анны Ахматовой, посвященным Александре Экстер.
Старый портрет
А.А. ЭкстерСжала тебя золотистым овалом
Узкая, старая рама.
Негр за тобой с голубым опахалом,
Стройная белая дама.Тонки по-девичьи нежные плечи,
Смотришь надменно-упрямо;
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.Возле на бронзовом столике цитра,
Роза в граненом бокале...
В чьих это пальцах дрожала палитра,
В этом торжественном зале?И для кого эти жуткие губы
Стали смертельной отравой?
Негр за тобою, нарядный и грубый,
Смотрит лукаво.
(А.Ахматова. Осень 1910. Киев)
Это интересно
+23
|
|||
Последние откомментированные темы: