Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Ораторское искусство: просто о сложном

Ораторское искусство в системе координат нашей жизни играет примерно ту же роль, что и политика, социальные гарантии, экономика и финансы. О нем написаны сотни статей, десятки книг, созданы миллионы разнообразных тренингов, да и вообще – всего много. Тогда для чего же я пишу эту статью?

Ну, во-первых, темы ораторского искусства уже я касался применительно к теме страха публичных выступлений – ранее. Часть важных вещей, посвященных данной проблематике, я уже поведал, но часть – еще осталась. Во-вторых, мне представляется, что действительно большой объем информации по данной теме несколько отвлекает от главного. Что первично, что вторично? И ради чего это вообще все, кроме навыка убедительно и складно говорить?

Ну, а в-третьих… Овладение ораторским искусством – зависит от задач, которые Вы перед собой ставите. Возможно, Вы не совсем правильно формулируете себе свою личную задачу, или не формулируете ее вовсе. Конечно, «хорошо и красиво говорить» — лучше, чем плохо. Этот тезис не вызывает вопросов. Но вопрос в конкретике. Зачем нужно обязательно становиться «оратором» — может, Вам просто нужно избавиться от речевых дефектов? Или приобрести уверенность в общении с другими? Или уметь воздействовать на людей определенным образом?

Самое интересное, что эти задачи – разные грани одного и того же целого. Но НЕЛЬЗЯ ставить одновременно много задач. Нужно поставить для начала ОДНУ задачу и идти к ней. Потом (или параллельно, но не сразу) – можно решать другую задачу. Но все задачи одновременно – ставить нельзя, если Вы только не находитесь в долгосрочном творческом оазисе (например, в творческом вузе или на потоковом тренинге) – где все задачи – состоят в одном каком-то русле или контексте.

Решение «всех задач в совокупности» — теоретически возможно, но тогда Вам нужна единая образовательная программа, много педагогов, объединенных единой идеей и пониманием методов решения разнокалиберных задач, и уйма времени на ее реализацию. Нет времени и нет возможностей для «программы» — решайте задачи по частям.

«Ну, а я не знаю, — возможно, скажете Вы. – Хочется говорить лучше, вот и все».

Я понимаю, что все изложенное может быть не вполне сейчас понятно. Давайте я вкратце объясню, что первично, а что вторично.

Ваша речь – есть результат определенных психологических процессов, происходящих в Вас. Вы говорите «не так» — не потому, что Вас «Бог обидел», а потому — что что-то не так в Вашей голове. И, как следствие, в Ваших чувствах. Ибо – мысли и чувства находятся в непосредственной связи. Вы там «внутри» что-то себе надумали, а мир вокруг – другой. Нужно соотнести себя с этим миром, а не жить в плену каких-то фобий, иллюзий или догадок. Тогда все встанет на свои места. И тогда — совершенствование Вашей речи – останется техническим вопросом, весьма несложно разрешаемым, кстати.

«Это все прикольно, — подумаете Вы. – Но что надо делать-то КОНКРЕТНО?»

Конкретно, — Вам нужно перестать бояться и стесняться людей. Скорее всего, Вы от них отгораживаетесь, открещиваетесь или как-то еще. Если у Вас это мое утверждение вызовет агрессию или протест – сядьте, спокойно возьмите голову в руки – и подумайте.

Когда Вы в последний раз были искренне рады видеть и слышать собеседника, а главное – ХОТЕЛИ с ним обсудить тот или иной вопрос и быть ВНИМАТЕЛЬНЫ к его мнению? Когда Вы в последний раз убеждали человека в чем-то, и это было ЛИЧНО Вам жизненно необходимо? Когда Вы с благодарностьюреагировали на предъявленное Вам обвинение или недовольство, а потом делали так, чтобы людям, его предъявившим, было перед Вами неловко?

Думаю, Вы будете думать долго, зарывшись в собственных чувствах. А все потому, что акценты Ваших действий в отношении мира смещены. А без них – все остальное лишь голая техника. Они не имеет никакой ценности сама по себе.

Помните: первично – УВИДЕТЬ, человека, стоящего рядом, и захотеть ему ПОМОЧЬ, вне зависимости от того, что именно Вы от него сейчас получаете или испытываете.

Итак, первично в Вашем случае – желание помочь человеку. Вторично – научиться это сделать или улучшить этот навык (если Вы это, допустим, умеете). Первично – отдать, вторично – взять. Только – так. Только ОБМЕН лежит в основе любого ораторского искусства. Вы делаете что-то важное для себя – и своими действиями покоряете остальных. И никак иначе. Чем крупнее сама идея и чем сильнее желание ею поделиться – тем сильнее оратор. Конечно, не каждый человек, желающий поделиться своей идеей – оратор. Но КАЖДЫЙ оратор – это человек, у которого есть своя цель или своя идея, которая побуждает его к действию.

В.И. Ульянов-Ленин, Наполеон-Бонапарт, Александр Суворов, Жанна Д’Арк, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль, Стив Джобс. Эти люди, явно не будучи «Ален Делонами», — оставили великий след в истории. И не только потому, что умели говорить. А (в основном) потому, что сформулировали мощную идею, и имели возможность и страстное желание ею поделиться. А значит, навыки ораторского мастерства может приобрести каждый из Вас, вне зависимости от Ваших физических возможностей, если Вы будете понимать некоторые базовые вещи.   

«Ну, хорошо, — скажете Вы. – Но я-то не Суворов и не Черчилль. Мне-то что делать?»

Конечно, для того, чтобы стать хорошим оратором – совершенно не обязательно создавать какую-либо прогрессивную идею. Но она должна у Вас непременно быть. Она должна быть ВАША ЛИЧНАЯ ИДЕЯ.

Для того, чтобы стать действительно хорошим оратором – Вам нужно помнить о трех основных элементах ораторского искусства:

1) психологическое действие;

2) цель; цель любого действия – это то, что я хочу получить здесь и сейчас. Если я убеждаю, я жду согласия, если я оправдываю – я жду прощения, если я обвиняю – я жду извинений (эти действия и цели я подробнее перечислю далее). Тип действия напрямую ведет к цели, но ни в коем случае нельзя забывать про эту цель! Действие и цель – это две стороны одной медали, и медаль НЕ МОЖЕТ БЫТЬ односторонней.

Всего существует восемь основных типов выраженных действий:

  • убеждать (цель – чтобы со мной согласились),
  • оправдывать или оправдываться (получить прощение),
  • обвинять (получить извинения перед собой),
  • размышлять-искать (найти решение или выход из ситуации),
  • интриговать (заразить вниманием, «сделать подарок»),
  • поглаживать-успокаивать (успокоить, воодушевить),
  • вызывать на действие, откровенный разговор, беседу «по душам» (побудить «раскрыться», настроить собеседника на свою волну),
  • завершить разговор (поставить точку);

3) «сверхцель» или «сверхзадача». Это то, что Вас греет, что побуждает Вас к действию, это и есть Ваша личная ИДЕЯ. Сверхзадача должна быть очень масштабной, очень важной и значимой ИМЕННО для Вас лично. Помните, чуть выше я говорил, что во многом это желание – помочь? Если конкретнее:

— если Вы выступаете от имени компании – помочь сделать компанию гигантом своей отрасли, лучшей в своем роде, а себя – менеджером (директором) лучшей компании в мире;

— если Вы выступаете в суде, защищая кого-то – помочь найти высшую справедливость, которая впоследствии спасет сотни и тысячи жизней;

— если Вы выступаете с защитой своей научной работы – помочь найти САМОЕ эффективное решение той проблемы, о которой Вы говорите, что сэкономит миллионам людей время, силы, жизни.

Понимаете логику? Сверхзадача должна быть сформулирована Вами глобально и конструктивно, как попытка поменять мир в лучшую сторону.  

Ораторское искусство = ДЕЙСТВИЕ + ЦЕЛЬ + СВЕРХЗАДАЧА.

Когда Вы выступаете перед аудиторией – необходимо использовать большинство тех действий, что я называл – постоянно и ТОЧНО понимая, что именно в данном конкретном случае Вы хотите от аудитории получить (смотри «Цель»), и — как и в чем эта цель будет для Вас выражаться. Если Вы видите, что публика (или отдельная группа ведущих лиц) с Вами не согласна или сопротивляется достижению Вашей цели, — меняйте действие.

Помните, если Вы не можете в определенный промежуток времени достичь промежуточной цели – ничего страшного в этом нет. Главное – всегда помните о сверхзадаче и подбирайте для ее решения различные действенные модели. И одна из них непременно подойдет. ЛЮБИТЕ, ДОРОЖИТЕ СВОЕЙ СВЕРХЗАДАЧЕЙ, ЛЕЛЕЙТЕ ЕЕ! И она Вам покорится, как каждая женщина, которую любят, несмотря ни на что.

А поэтому — Действуйте, действуйте, действуйте…

И главное – всегда «видьте» конкретного человека (не просто смотрите на него, а ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ им), стремитесь понять, что он хочет. Не зажимайтесь от критики, а радуйтесь ей, ибо критика заставляет Вас искать более эффективные механизмы достижения сверхзадачи, а значит, Ваше ораторское искусство от этого только растет и крепнет.

Когда Вам говорят что-то неприятное – внутренне расслабьтесь, последите, чтобы Ваше лицо было спокойным, а все тело — расслабленно. Учитесь слышать конструктивные вещи, учитывать их в Вашей действенной модели, и никак эмоционально не подключаться к вещам, сказанным с антипатией лично к Вам.

Всегда помните о сверхзадаче, ибо это есть основной элемент, ради чего Вы начинаете действовать. И идите, ползите к ней, стучитесь в каждую дверь. И рано или поздно Вы ее добьётесь.

Вот это – фундамент ораторского искусства. Надеюсь, Вы теперь понимаете, что такое ораторское искусство, и что в нем действительно первично, а что – вторично.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Источник: Блог Александра Баринова

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

публика.jpg

Это интересно
+8

01.11.2016
Пожаловаться Просмотров: 1366  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены