Два имени, равно притягательных, - Толстой и Анна Каренина. Один – реальный и неоднозначный персонаж русской литературы, другой – выдуманный, но такой же неоднозначный, как и сам его автор. Однажды осенним днем, когда Толстой давно уже ничего не сочинял, он взял наугад книгу, также наугад раскрыл ее и начал читать.
И так увлекся, что решил взглянуть на обложку и, к своему удивлению, прочитал "Анна Каренина" Толстого. Лев Николаевич родился тоже в сентябре - девятого числа, что явилось для меня поводом вспомнить о нем и о самом мною любимом его романе «Анна Каренина».
Однажды преподаватель, с которым вместе работала, с каким-то остервенением высказался о героине романа, назвав ее безнравственной падшей женщиной, оставившей ребенка ради любовника. Не он первый, и не он последний, кто так воспринимает Анну Каренину.
Когда только-только начинали печататься первые части романа, на него уже обрушился шквал критики, подобной вышеприведенной. Так в 1874 году Салтыков-Щедрин в одном из писем поделился своими впечатлениями о прочитанном:
«Вероятно, вы читали роман Толстого о наилучшем устройстве быта детородных частей. Меня это волнует ужасно. Ужасно видеть перед собой фигуру безмолвного кобеля Вронского. Мне кажется это подло и безнравственно. И ко всему этому прицепляется консервативная партия, которая торжествует. Можно ли себе представить, что из коровьего романа Толстого делается какое-то политическое знамя?»
А Н.Некрасов пишет желчную эпиграмму:
Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Так реагирует на роман и его героиню мужская половина человечества. Не скажу вся, но многие, если не большинство. А вот как реагирует женская половина: Анна Ахматова в разговоре с Лидией Чуковской как-то обмолвилась:
«Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так!»
Сложно не согласиться с Анной Андреевной, потому что все оценки мужчин исходят из восприятия женщины в семье как матери, жены и хозяйки, а вовсе не как равной им половины человечества, нуждающейся в любви. Старая проблема, уже набившая оскомину, но от этого вовсе не переставшая быть актуальной.
Я люблю Анну Каренину, в том числе и потому, что однажды была в ее положении и испытала ровно то же самое, что и она, хотя на дворе стояли семидесятые XX века, а не XIX. И все-таки почему обычная и даже банальная история одного адюльтера вызывает до сих пор такой интерес критиков и простых читателей, киносценаристов и художников?
Наверное, в том числе и потому, что этот роман вовсе не об Анне Карениной, по крайней мере, не только о ней. Это роман о том, стоит ли проживать жизнь во всей ее полноте, не включая разумные ограничения, или все-таки думать, что будут говорить другие и как ты будешь сводить счеты со своей совестью.
Позиция Льва Николаевича в концентрированном виде выражена в эпиграфе: «Мне отмщение, и Аз воздам». И даже если эпиграф не покрывает все коллизии романа, то позволяет связать его сюжетные линии в единую картину. Главное – не судите, потому что никто не знает, как надо:
…бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо!»
(А.Галич. Рождество)
Если упрощать, то роман о том, что живут две семьи – одна правильная (Левин и Кити), другая – неправильная (Анна Каренина и Вронский), но в конце романа один думает о самоубийстве, а другая бросается под поезд. Нигде не хорошо: ни там, где все правильно, ни там, где все неправильно. Правых и правильных нет. Каждый живет как может. Все правы и все виноваты.
Один Бог всем судья, Он воздаст и Ему отмщение. На земле есть только жизнь, которой либо идешь навстречу, либо укрываешься в умозрительных и рациональных схемах. И именно за это любят «Анну Каренину» Толстого, за то, что писатель сумел отойти от морализаторства, вопреки даже собственному замыслу.
Он полюбил Анну, которая в начале написания романа мыслилась как вульгарная, толстая и пошлая женщина по имени Татьяна. А в конечном итоге она получилась живой, страстной, сильной, умной, умеющей любить жизнь и изживать ее до конца, умирая, когда жить становится невозможно.
Несколько лет назад я написала один из первых своих постов «Оправдание женщины: Апполинария Суслова». Можете, пройдя по ссылке, почитать комментарии, которые писали в ответ и, наверное, как и я, удивитесь многому. Роман "Анна Каренина" Толстого вырос из Пушкина, а его героиня должна была быть анти-Татьяной.
Но не случилось. Всю жизнь разрывавшийся между чувственной силой своей природы и сверхчувственной совестью, между проповедью и правдой жизни, между моралью и творчеством Толстой в случае с Анной не смог устоять против могучей силы своего писательского гения, покорив вершину своего искусства.
Удивительно, но бессмертный шедевр Лев Николаевич создает тогда, когда начал медленно, но верно, смещаться в сторону религии, ради которой в конечном итоге пожертвовал литературной карьерой и своим великим даром, предпочтя «безбожному» искусству роль здравомыслящего философа и религиозно-нравственного проповедника.
Внутренняя тяжелая борьба между художником и моралистом, животной природой человека и рассудочностью, между плотью и духом закончились тем, что восьмидесятидвухлетний старец сделал свой выбор в пользу простой жизни аскета, уйдя из дома. Но до монастыря Толстой не дошел, встретив смерть на постоялом дворе маленькой станции, иносказательно повторив судьбу своей героини….
Это интересно
+21
|
|||
Последние откомментированные темы: