Одной из самых выдающихся работ Ивана Крамского является «Неизвестная». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником, так и осталось загадкой. Существует множество интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».
Иван Крамской. Неизвестная, 1883
Есть и версия, что художнику для этой картины позировала его единственная дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза. Возможно девушка послужила если не прообразом, то моделью для создания этой картины, ведь ей очень часто приходилось позировать отцу.
портрете дочери «Девушка с кошкой» (1882, Киевский музей русского искусства)
София изображена в резком ракурсе, прилегшей на диван. Уютно расположившаяся кошечка подчеркивает изломанность и напряженность позы Софии. В почти остановленном взгляде девушки – душевная усталость.
Тонкий и проницательный портретист, и в первую очередь, любящий и внимательный отец, Иван Николаевич запечатлевал взросление своей дочери-подростка, что нашло отражение в работах художника. «Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», – писала подруга Сони В.П. Зилоти.
Софье Ивановне передался и художественный дар отца. Крамской писал: «Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».
Далее несколько работ С.И. Крамской и рассказ о её судьбе
С.И. Юнкер-Крамская. «Спящая» Конец 1880 – начало 1890-х гг.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
«Спящая» -одна из лучших ее живописных работ Софьи Ивановны. В облике изображенной на портрете есть что-то напоминающее облик самой художницы.
Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. Боярышня в кокошнике
В инвентарь Государственного Эрмитажа эта картина была вписана как «Портрет неизвестной в русском костюме», однако, скорее всего, это «жанровый этюд», чем с портретом конкретного персонажа
Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. Старинная песня
Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского
Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. Разговор двух дам
Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского
Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. Портрет актрисы М.Г. Савиной. 1890-1900-е гг. Санкт-Петербургский Дом-интернат ветеранов сцены им. М.Г. Савиной
Большой подписной парадный портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной вероятно был заказным. История создания этого портрета прояснена благодаря письму И.Е. Репина, который выступал посредником при его приобретении. Первый вариант портрета актрисе не понравился. Другой вариант, принятый актрисой, с черным веером, остался висеть в ее особняке, который по завещанию перешел в собственность Дома-интерната ветеранов сцены имени М.Г. Савиной.
С.И. Юнкер-Крамская. Великий князь К.К. Романов в роли Гамлета. 1887.
ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург
Этот портрет поступил в музей в 1927 году через Государственный музейный фонд из Мраморного дворца, не датирован, имеет подпись: «Софiя Юнкеръ». Возможно, что Юнкер-Крамская присутствовала на единственном представлении «Гамлета» в 1899 году или на репетициях спектакля, так как художница и ее старший брат были близки ко двору. А возможно, что портрет Великого князя был исполнен позже – по известной фотографии, воспроизводимой не раз в литературе (близость фотографии и акварельного портрета очевидна). В биографии Юнкер-Крамской известны случаи исполнения портретов по фотографиям, которые затем художница предлагала моделям приобрести или принять в дар.
Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. С. Юнкер-Крамская за газетой (Мать художницы)
Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского
Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. Портрет И.Н. Крамского (отца художницы)
Живописный портрет И.Н.Крамского, исполненный в год его смерти (1887), стал одним из самых ранних ее произведений и принес художнице известность.
Портрет находится в Острогожском историко-художественном музее им. И.Н. Крамского.
Спустя месяц после открытия музея портрет отца был похищен. Юнкер-Крамская добилась поступления в музей авторского повторения портрета, которое находилось в одном частном собрании.
Юнкер-Крамская вместе с братьями на протяжении многих лет заботилась об Острогожской художественной галерее (Крамской был сыном писаря из городка Острогожска). Она вступала в переговоры с Академией художеств, с частными лицами, хлопотала по вопросам финансирования строительства музейного здания, по формированию коллекции. Ближайшие друзья художника откликнулись на просьбу родственников пополнить музей. Свои работы прислали Репин, Куинджи, Бем, Кошелев, Менк, Ярошенко, Корзухин и др. Здание музея проектировал старший брат Софии Николай Крамской, а строителем выступал сын художника П.А. Брюллова – В.П.Брюллов. Строительство было завершено в 1910 году. В 1942-м в музее случился пожар, большая часть коллекции погибла…
Здание Острогожской общественной библиотеки и художественной галереи им. И.Н. Крамского. Фотография Г.Н. Яковлева. 1909
Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского
Софья в течение двух лет обучалась живописи у своего отца, в начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И.Н. Крамского скульптор М.М. Антокольский. Участвовала во многих выставках как в России, так и заграницей. Она пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства: в портрете (часто писала по фотографиям), в бытовом жанре (отдавала предпочтение сюжетам мелодраматического свойства), в натюрморте. С 1910-х годов Юнкер-Крамская увлеклась миниатюрой. Выступала в качестве иллюстратора, участвовала в юбилейном издании, посвященном 100-летию А.С. Пушкина.
Незадолго до смерти Иван Николаевич высказал тревогу за дальнейшую судьбу Софии: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию» . Крамской оказался прозорлив. Жизнь Софии Ивановны действительно была трагична, и причина трагедии таилась в роковых поворотах исторических судеб страны.
И,Н. Крамской. Портрет Софьи Ивановны Крамской в детстве.
Портрет Софьи Ивановны Крамской
С детства вращаясь в художественных кругах, София Ивановна оставила о себе теплые воспоминания людей, близко ее знавших. Будучи почти ровесницей старшим дочерям П.М. Третьякова – Вере Павловне (в замужестве Зилоти) и Александре Павловне (в замужестве Боткиной), она находилась с ними в дружеских отношениях. В.П. Зилоти посвятила Соне Крамской несколько страниц воспоминаний.
Пожалуй, самые яркие – о детстве и юности: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16–17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние. – Т.Ю.) привлекали к ней много поклонников».
Ее «силуэтом» восхищался Репин, за ней ухаживал 30-летний Альберт Николаевич Бенуа, одно время, в начале 1880-х годов, она была помолвлена с С.С. Боткиным. По этому случаю Крамской написал два портрета. Когда помолвка расстроилась, портрет С.С. Боткина ушел в дом Боткиных
Портрет С.С. Боткина
(ныне – в ГТГ), а портрет Софии Ивановны остался висеть в мастерской Крамского на Васильевском острове (ныне – в ГРМ). Работа, находящаяся в Русском музее, является лучшим живописным портретом С.И. Крамской (1882).
Крамской Иван Николаевич-Портрет Софьи Ивановны Крамской.
Современники сравнивали его с блестящими портретами Ван Дейка. В казалось бы «парадном» изображении пятнадцатилетней дочери Крамской выявляет «взрослость», серьезность и глубину личности. В изысканном силуэте фигуры девушки в светлом платье, изображенном на темно-малиновом, сгущающемся в черноту фоне, прочитывается незащищенность а, быть может, и предчувствие судьбы.
Крамской Иван Николаевич-Портрет Софьи Ивановны Крамской. Фрагмент
В 1901 году София Ивановна вышла замуж за Георгия Федоровича Юнкера (умер в 1916 году). Он был юристом, более 30 лет проработавшим присяжным поверенным в Петербургском Совете. По словам художницы, всю свою жизнь он был занят большим исследованием, посвященным истории декабристов, которое так и не было издано.
Имя С.И. Юнкер-Крамской, любимой и единственной дочери художника И.Н. Крамскогодолгое время оставалось забытым.
Удивительно, как удалось прекрасную художницу, не просто известную, но знаменитую, сделать никому не ведомым человеком! Вот настоящая Незнакомка художника Крамского - его дочь Софья Ивановна Юнкер-Крамская.
Вероятной причиной забвения художницы стал её арест и ссылка в 30-е годы, за которыми последовала скорая смерть художницы в 1933-м году.
Дети Крамского считались «благополучными», не затронутыми репрессиями. И никогда ни у кого не возникало мысли о постигшей семью Крамского трагедии, которая столько лет тщательно скрывалась. Тем не менее только материалы личного дела С.И. Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ, полученные в ответ на запрос ГТГ внесли некоторые уточнения в биографию художницы и даже в дату её рождения. София Ивановна Юнкер-Крамская родилась 21 августа 1867. (Дата рождения, указанная на допросе – 1867 год – расходится с той, что была известна ранее – с 1866 годом, – из писем отца художницы).
Иван Крамской, "Девушка с распущенной косой" 1873г.
С.И. Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…»
Из допросов свидетелей, проходивших по делу Юнкер-Крамской, следует, что она была «человеком очень религиозным», чем могла, помогала людям. Она устраивала на работу «бывших» дворян, «смолянок» и офицеров царской армии, доставала им переводы для заработка.
5 апреля 1931 года дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку при ПП ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры социальной защиты – расстрела. 11 апреля вышло постановление выездной сессии Коллегии ОГПУ, предписывающее выслать художницу Юнкер-Крамскую в Восточно-Сибирский край сроком на три года.
В каталоге музейного собрания Общества «Мемориал» был опубликован акварельный портрет М.И. Ицыной с характерной подписью художницы. По словам дочери модели – владелицы портрета, он исполнен в 1930–40-е годы в Красноярске художницей Юнкер, отбывавшей там ссылку. Ничто не оставляло и доли сомнения в авторстве портрета.
С.И. Юнкер-Крамская. Портрет М.И. Ицыной. Начало 1930-х гг.
Музейное собрание Общества «Мемориал». Москва
15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой оказывавшей помощь многим политзаключенным. София Ивановна описывает тяжелое течение болезни, перенесенные во время ссылки две операции. Она подчеркивает, что всегда, несмотря на состояние здоровья, она работала: в Иркутске – как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – как фотограф и ретушер в местной газете. В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой, то хотя бы оставить ее в Красноярске до поправки здоровья, а затем – обязательно предоставить работу, настаивала больная художница, разбитая параличом. «Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю…
Крамской Иван Николаевич - Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника
Крамской Иван Николаевич. "Крамской, пишущий портрет своей дочери"
25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы. В 1933 году художница умерла. 28 сентября 1989 года С.И. Юнкер-Крамская была реабилитирована.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+26
|
|||
Последние откомментированные темы: