29 сентября 80-летний юбилей отмечает актриса Алла Демидова, которая знакома миллионам зрителей по фильмам Тарковского и Киры Муратовой. Однако больше всего ролей она сыграла в Театре на Таганке, где проработала более 30 лет.
Алла Демидова известна не только своим талантом, артистка уже давно стала настоящим символ интеллигентности, а в историю отечественного искусства она вошла как «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис». Демидова иронична, умна, загадочна, замкнута, не случайно во Франции её сравнивают с образом «неуловимой кометы».
В советские годы артистка была очень популярна и востребована, да и сегодня ей часто предлагают роли в кино, другое дело, что соглашается она их играть нечасто. Зато каждое появление Демидовой на экране становится событием — настолько отточено её мастерство. В день рождения знаменитой актрисы АиФ.ru вспоминает её карьеру.
«Великая актриса»
Алла Демидова в интервью однажды сказала: «Точно знаю — в прошлой жизни я была актёром. В будущей — никогда бы не стала, Не пошла в театр, если бы моя воля. Стала бы отшельником, переписывала рукописи или клеила бы конверты у себя в доме на Икше, на балконе...». Удивительно, но популярная актриса, о славе которой грезят миллионы, часто говорит о том, что неправильно выбрала профессию, и что ей так и не удалось самовыразиться. Однако у зрителей и многочисленных поклонников таланта Демидовой никогда не возникало сомнений, что сцена — это её призвание.
В детстве Демидова хотела стать «великой актрисой», причём эти два слова она всегда произносила слитно, из-за чего в семье получила шутливое прозвище «великаяактриса». И хотя она любила участвовать в школьных театральных постановках, по признанию самой артистки, ей в основном давали играть «каких-то бакул-бобылей». Да и в Щукинское театральное училище с первого раза её не взяли, так как девушка была слишком застенчивой и к тому же шепелявила. «С такой дикцией в артистки не ходят», — уверяли Демидову, и, разочаровавшись, будущая народная артистка РСФСР поступила в МГУ на экономический факультет.
Однако жизнь всё равно вывела артистку на сцену: сперва она играла в студенческом театре, после МГУ поступила в Щукинское училище, а затем оказалась в Театре на Таганке, который в то время получил в своё распоряжение один из преподавателей училища Юрий Петрович Любимов.
Душа Таганки
Демидова не сразу стала звездой Театра на Таганке, какой мы её знаем сегодня, долгое время актриса вообще не получала ролей. А её первой ролью из классики на этой сцене стала Вера в спектакле по Лермонтову «Герой нашего времени». Состав был, как на подбор: Печорин — Николай Губенко, Грушницкий — Валерий Золотухин, драгунский офицер — Владимир Высоцкий. Но дебют самой Демидовой, к сожалению, оказался провальным. Как позже вспоминала о своей неудаче актриса: «Была я, только что закончившая театральную школу, и был Лермонтов — недосягаемая вершина, на которую можно смотреть, только задрав голову. Но так ничего не увидишь!»
В течение нескольких лет Демидовой пришлось продолжать играть в театре лишь в маленьких эпизодах и буквально на износ. Только после проверки на прочность Любимов стал давать актрисе главные роли. А что было дальше, все знают — великолепные спектакли в исполнении актрисы, её Гертруда в «Гамлете», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Любовь Раневская в «Вишнёвом саде» давно стали эталоном и ориентиром для других артистов.
За более, чем 30 лет службы на сцене Театра на Таганке Демидовой пришлось пережить разные времена — восхождение к славе, смерть Высоцкого, запрет спектаклей «Борис Годунов» и «Памяти Высоцкого», эмиграцию Любимова, приход в театр и смерть Эфроса, возвращение Любимова, раздел Таганки. Раскол труппы... после которого народная артистка и решила покинуть любимый театр.
Кинодива
Параллельно с театральной стремительно развивалась кинокарьера актрисы. Первой значительной работой Демидовой на экране стала лента «Дневные звезды» Игоря Таланкина 1966 года. Актриса сыграла в биографической драме поэтессу-блокадницу Ольгу Берггольц, которая лично оценила работу Демидовой и со словами: «Пока свеча горит, — человек думает...», — подарила ей на память подсвечник.
Аллан Демидова в роли герцогини Мальборо. Кадр из фильма «Стакан воды», 1979 год.
После «Дневных звёзд» Демидова снималась в каждом фильме знаменитого режиссёра, а когда у Таланкина не было для неё подходящей роли, он специально её придумывал и вписывал в уже готовый сценарий. Но не только Таланкин был восхищён работой артистки, мимо её таланта не проходил ни один режиссёр. Она снималась у лучших кинематографистов эпохи — Ильи Авербаха, Ларисы Шепитько, Юлия Райзмана, Михаила Щвейцера, Андрея Тарковского, Киры Муратовой. Актриса сыграла Марию Спиридонову в фильме «Шестое июля», Лесю Украинку в «Иду к тебе», Аркадину в «Чайке», Лизавету Павловну в «Зеркале», Герцогиню Мальборо в «Стакане воды», Елену Протасову в «Дети солнца». Всего фильмография артистки насчитывает более 40 фильмов. И это притом, что в советские годы артистка входила в «чёрный список» комитета кинематографии и ей не всегда разрешали играть главные роли.
Алла Демидова в кинокартине «Шестое июля», 1968 год. Кадр из фильма
Главным секретом успеха актрисы стал её элегантный образ, пластичность и утончённые манеры. Демидову часто сравнивали с шведской и американской звездой Гретой Гарбо: «Как и Грета Гарбо, Демидова прежде всего — актриса рук и лица... Удивительная лепка головы делает её редкостно киногеничной. Сказать, что её лицо отличается красотой и благородством линий, — ещё ничего не сказать. Как и лицо Гарбо, оно по-своему абсолютно, то есть открыто каким угодно смыслам. Но в отличие от лица Гарбо, идеальность которого напоминала о смерти, “идеальное” лицо Демидовой говорит о жизни, запрятанной глубоко внутрь». — Писал критик и режиссёр Михаил Брашинский.
Алла Демидова в роли Лоры Лайнс. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Собака Баскервилей», 1981 год. Кадр из фильма
Зимняя Леди
Сегодня Демидову нечасто увидишь на экране, она бережно относится к своей профессии и внимательно подходит к выбору ролей. По свидетельствам очевидцев, за кадром народная артистка всегда остаётся серьёзным человеком: почти никогда не участвует в дискуссиях, ни с кем не общается, а, отснявшись, сразу скрывается в гримёрке.
Алла Демидова с мужем Владимиром Валуцким, 1969 год.
Демидова закрытый человек и всегда расстраивается, когда журналисты «лезут» в душу к ней или её коллегам по сцене, экрану. Поэтому о личной жизни артистки известно немного: 54 года она была замужем за сценаристом Владимиром Валуцким, который скончался в прошлом году в возрасте 78 лет. Но несмотря на долгий брак, у них не было детей. Как однажды сказала сама актриса: «Я никогда не хотела иметь детей. У меня нет материнского чувства», — в её жизни любовь играет не главную роль. Главнее — чувство долга.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+25
|
|||
Последние откомментированные темы: