Лев Самойлович Бакст родился в ныне белорусском городе Гродно 9 мая 1866 года, мальчика нарекли Лейбом-Хаимом Израилевичем Розенбергом.
Харизматичная фигура деда — коммерсанта, сибарита и благотворителя — оказала большое влияние на маленького Лёвушку, который в 90-х годах даже взял дедовскую фамилию. Дед фактически содержал своего зятя и перевез все семейство от мала до велика в Петербург.
В отроческие годы Лев с удовольствием играл в домашних спектаклях, разыгрывая перед сестрами целые представления. 12 лет отроду Лев, нарисовав портрет поэта-романтика Василия Жуковского, победил в гимназическом конкурсе. Его отец, знаток талмуда, ортодоксальный еврей, вместо того, чтобы порадоваться за сына, запретил ему думать о карьере художника.
Строптивый мальчик, вооружившись фонариком, по ночам увлеченно рисовал картины.
И только сдержанная, но обнадеживающая оценка Марка Андреевича Антокольского, русского скульптора-реалиста, помогла решить вечную проблему «отцов и детей».
С родительского благословения Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую вскоре покинул в знак протеста из-за обидного проигрыша в художественном конкурсе. Жизнь не закончилась на этом досадном инциденте: Лев коротко сошелся с русскими художниками Альбертом Бенуа и Валентином Серовым.
К этому времени можно отнести акварельные портреты — «Боярыня», «Испанец», «Украинка», «Кармен», которые появились не без влияния новых знакомых.
Предпочитая «полевые исследования» «стационарным», Бакст переехал в Париж, где брал уроки у маститых художников: представителя академизма Жерома, представителя реализма Жульена и финского живописца Эдельфельта, предпочитающего писать на бытовые и исторические сюжеты.
Во Франции Лев Бакст был потрясен картинами импрессионистов и романтиков. И по следам Эжена Делакруа отправился в Алжир. После восточного приключения в творчестве молодого мастера наметилась тенденция к декоративному стилю.
В 90-х годах Бакст присоединился к художественному объединению «Мир искусства», который возглавлял Александр Бенуа.
«Мирискусники» призывали оценивать картины через призму личности творца. Они отрицали искусство ради искусства и искусство ради достижения каких-либо целей. «Мирискусники» выпускали одноименный журнал. За литературные статьи отвечал секретарь четы Мережсковский-Гиппиус — Дмитрий Философов, за освещение музыкальных событий — Вальтер Нувель, а за иллюстрации — Лев Бакст.
Лев часто использовал античные орнаменты, мифологические элементы и барочные завитушки. Искусные, стилизованные рисунки отлично подходили к статьям журнала.
Бакст, в свободное время изучая творчество английского графика, декоратора и иллюстратора Обри Бёрдслея, создавал картины в угоду собственному воображению.
«Женский портрет», портрет Левитана, картина «Голова старухи» — пожалуй, лучшие произведения этого времени.
За твердую руку, четкий контур и использование разных стилей Льва Бакста наградили прозвищем «дерзкого графика».
В портретах Александра Бенуа, профессора Розанова, а также в работах «Ужин», где художник изобразил влекущий, чарующий образ женщины, без сомнения уже можно разглядеть руку крупного мастера. Решая последнюю картину в контрасных цветах, художник добился элегантной загадочности, которую отметил русский философ Розанов.
Помимо картин Лев занимался оформлением выставок и салонов, сегодня за подобную деятельность его бы назвали интерьерным дизайнером.
Заметив увлечение художника, Сергей Дягилев, один из основоположников группы «Мир искусства», предложил Баксту декорировать его театр. Позже Дягилев и Бакст продолжили сотрудничество в Париже, где художник создавал превосходные декорации для русских балетных сезонов. Эскизы декораций и костюмов вызвали неподдельный восторг парижан.
Услугами художника Льва Бакста также пользовались многие сатирические журналы, которые, как грибы, выросли после 1905 года.
Впрочем, многосторонний Лев Бакст запомнился своим современникам и как отличный педагог, который помогал ученикам найти собственный путь. Ему довелось работать в художественной школе Елизаветы Званцевой, где его жесткий, но вовсе не жестокий стиль преподавания помог становлению Марка Шагала.
1907 год Бакст провел в путешествиях, вместе с Валентином Серовым он исследовал остров Крит и Грецию.
Художник восхищался античной культурой и многое перенял у древних греков. Картина «Древний ужас» насыщена символами грядущей катастрофы. Статуя богини любви Афродиты с загадочной улыбкой на устах стоит посреди разламывающейся земной платформы в эпицентре грозы с голубем мира на руках, воплощая собой рок.
Период жизни с 1909 по 1914 год был полностью посвящен спектаклям Сергея Дягилева. Восхитительные костюмы персонажей, красочные декорации создавали театральные пейзажи, на фоне которых артисты жили, любили и умирали.
Сотрудничая с домом моды Пакена, Лев Бакст оказал влияние на моду начала XX века.
Последние годы жизни Лев работал за океаном, в Америке, где создавал декорации для элитных театров, таких как: «Гранд-опера» и «Мишель».
В конце жизни Лев не оставил творческих занятий: он писал портреты, читал лекции о современном искусстве, создавал декоративные панно, декорировал театральные постановки. В канун нового 1925 года Лев Бакст скоропостижно скончался.
Эскизы театральных костюмов:
Из выпуска от 23-09-2016 рассылки Snob.Ru
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+24
|
|||
Последние откомментированные темы: