21 сентября отмечается первый большой праздник в новолетии (церковном году) - Рождество Богородицы. В память об этом событии написано много икон в разных иконописных школах.
Перед нами Новгородская икона конца XV века «Рождество Пресвятой Богородицы»школы Андрея Рублева. Икона очень нарядная, выполнена в ярко-красных, золотистых и блистательно белых тонах. Иконописец настраивает на радость, воодушевление и праздничное настроение. Икона лаконична, второстепенных деталей почти нет – только суть события.
Вся она сосредоточена на Божественном смысле праздника: радости вселенной отРождества Богородицы, избавившей род человеческий - от проклятия смерти, Еву – от уз, а Адама – от клятвы. Радость – смысловое слово праздника. В радости объединились земля и Небо.
Земля радуется, Небо веселится, ангелы и святые души славят Рождество Девы. Богоотроковица, как лестница, утверждена на земле, глава же Ее достигает Неба. Она, как врата Господа, открывает людям двери рая; дарит Жизнь Вечную, вводя Христа во Вселенную.
Радостный смысл праздника передается цветовой гаммой иконы, царствующей в симфонии радости и торжества. Белый, красный, бордовый, золотой, синий – всё блистает и горит царственностью, Божественностью, Вечностью и Небом. Цвета усиливают друг друга, отражаясь один в другом, создавая оду радости.
Поздняя иконография праздника Рождества Пречистой обрастала все большими и большими сюжетными подробностями, уходя в повествовательную плоскость, но на раннем изводе сюжету отводится минимальная роль, акцент делается на смыслообразующей цветовой гамме радости.
Событие Рождества происходит в доме, о чем говорит велум, ткань между крышами домов. Справа видны фигуры людей, подносящие роженице, святой Анне, дары, питие, еду, а также ограждающие Ее от насекомых. Верху дома (справа) изображена небольшая фигурка - радостный муж, праведный Иоаким, наблюдает за женой и только что родившейся дочерью.
Святая Анна как бы парит, возвышаясь на высоком пьедестале над всеми. Она родила уже в престарелом возрасте, прожив в супружестве 50 лет. Муж Анны – святой Иоаким - имел право по еврейским законам уйти от неплодной. Но они любили друг друга, жили мирно, праведно и в полном согласии.
Свою девочку они вымолили, дав обет посвятить Рожденную Богу. Так же, как некогда Сарра, супруга Авраама, родила своего первенца Исаака уже в престарелом возрасте (в 90 лет), Анна родила свою дочь почти в 80. Родила не по естественным законам, а по благодати.
На иконе обилие земных, житейских мелочей, делающих взирающих на икону причастными всемирной радости земли и Неба. Слева в углу идет подготовка купели для омовения младенца Марии - маленькой, запелёнатой в белое, фигурки. Богородица изображена одновременно сидящей на коленях (внизу слева) и возлежащей в колыбельке (внизу в центре). Ее защищают от насекомых опахалом (внизу справа).
Праведная Анна сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе. Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного - подчеркивает, что Зачатие и Рождество Пречистой исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.
Нетварный белый свет божественной энергии коснулся всего земного: одежды Анны, Иоакима, повитухи, помощников, помощниц, дароносительниц, стен, домов. Сама земля просвечивает белыми бликами. В песнопениях праздника поется, что Дева Мария воссияла как облако, осветив всех райским светом.
Над головами Анны и Иоакима – золотистые нимбы. Золотом светится верх иконы – Царство истины и правды, в котором происходит событие. Хитон Анны, умывальница, кувшин, колыбелька, стульчик повивальной бабки, ее рубашка, кайма ложи святой Анны и одежд всех фигур – все горит золотом, цветом цветов, равного которому нет.
Обилие красного – отличительная особенность новгородской школы. Красное – цвет веры, тепла, любви, царственности и жизнерадостности. К празднуемому событию этот цвет подходит как нельзя кстати. На иконе красного не меньше, чем золотого: красным горит покрывало святой Анны, Богородицы, повитухи.
Всё полно общей радости, возвещающей радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Родилась дверь Небесная, своим Рождеством освободившая Адама и Еву от тли смерти, родился дом Света, обновивший естество и мир, родилась Книга слова Жизни, разрушившая клятву и подарившая нам Жизнь вечную!
Это интересно
+15
|
|||
Последние откомментированные темы: