Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241031082440

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Казимир Малевич. Озарение

(Начало 12) Казимир Малевич как самобытный художник и яркая независимая личность развивался стремительно. Его творческий путь, начиная с переезда в Москву в 1907 году, можно условно разделить на четыре периода: первый – примитивистский (1907-1912), второй – супрематический (1913 -1919), третий - философско-академический (1920-1928) и четвертый – постсупрематический (1929-1935). 

Примитивистский этап

Приехав в Москву, Казимир Малевич  в течение пяти лет берет частные уроки у Федора Ивановича Рерберга, поклонника импрессионистов и Сезанна, и активно занимается самообразованием: знакомится с коллекциями Морозова и Третьякова, читает философов и историю искусства.

Благо, что столовая, которую открыла мать, начала приносить доходы и у Казимира Севериновича появились финансовые возможности и время полностью погрузиться в творчество. В кружке Рерберга он знакомится с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, заразившими его примитивизмом, лубком и русской иконой.

malevich25Чуть позднее он знакомится с Василием Кандинским, Бурлюком и другими авангардистами, развернувшими его в сторону  авангарда. Подражание импрессионистам так и осталось подражанием: ничего выдающегося Малевичем здесь не создано. Последним импрессионистическим полотном Малевича стали «Сестры».

Больше он уже никогда не возвращался к своему первому творческому опыту, тем более что удачным его назвать трудно. Важнее оказались контакты художника с авангардистами: Крученых, Хлебниковым, Матюшиным. Михаил Матюшин до конца жизни будет оставаться лучшим другом Казимира Малевича, помогавшим ему, материально и морально, в самые тяжелые последние годы.

Примитивистский этап Казимира Малевича отличается  яркими полотнами, составившими знаменитый «Крестьянский цикл» 1911-12 годов: «Садовник», «Уборка урожая», «Косарь», «Жница», «В бане», «Купальщицы», «На кладбище», «Плотник», «Крестьянки в церкви», «Полотеры»  и другие.

malevich30Картины этого цикла Малевич  выполняет в стиле народных картинок – лубка, к которому его приобщил Михаил Ларионов. Художник  исследует фигуры крестьян с помощью ярких красок и крупных форм, напоминающих работы фовистов, Леже и Сезанна. На картинах - крупные обезличенные абстрактные фигуры.

Пространство картин - плоское и перегружено фигурами, краски – яркие, в традициях постимпрессионистов, тела и одежды – стилизованные, выполненные в цилиндрических формах, характерных для кубизма.

В марте 1913 года в Москве проходит грандиозная выставка Аристарха Лентулова, которую можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. После этого у Малевича начинается краткий период увлечения кубофутуризмом:

malevich32

«Дама у рояля», «Дама на остановке трамвая», «Дама у афишного столба», «Голова крестьянской девушки», «Женщина с вёдрами», «Жизнь в большой гостинице»  и другие.

На этих картинах фигуры по-прежнему можно идентифицировать, хотя в значительно меньшей степени, чем в крестьянской теме: Малевич еще полностью не отказался от фигуративной живописи, но различить фигуры уже достаточно сложно. Возьмем, например,  «Женщину с вёдрами».

malevich27Здесь переход к абстракции становится уже  более решительным, чем в крестьянском цикле. Для изображения фигуры женщины, несущей вёдра с водой, художник использует только взаимосвязанные геометрические фигуры: цилиндры, конусы, сферы, есть рука, но лика уже нет.

Общая цветовая палитра картины состоит из холодных цветов, в которых доминируют цвета воды: голубые, синие, серые, хотя есть и небольшие островки красного, желтого и зеленого, создающие фон, на котором изображена женщина.

С 1910 года у Казимира Малевича начинается активная  выставочная деятельность: он участвует в  выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Мишень», организованных Ларионовым, но после ссоры с ним, в 1913 году, художник вступает в группу «Союз молодежи» и продолжает участвовать уже в их выставках.

malevich23

Супрематический этап

1913 год. Очень знаменательный для всей русской истории, год трехсотлетия дома Романовых и начала заката царской монархии. Казимир Малевич тоже считал этот год самым значимым в своей жизни. Им заканчивался примитивистский период и начинался новый – супрематический.

Его предвестником стала феерическая постановка в декабре 1913 «Победы над Солнцем», спектакля, ставшего декларацией кубофутуристов, которые в июле этого года провели свой первый учредительный съезд. На нем было только три делегата: Крученых, Матюшин, Малевич.

Но это было неважно, важно было то, что съезд провозгласил новые принципы искусства. Основным его лозунгом стало обновление мира, преображение живописи и создание новой фактуры – буквы, слова, картины. Главным в новом искусстве был сдвиг (в рифме, в поэзии, музыке, живописи) и преображение сути бытия, преодоление прежних традиций. Это - главный пафос всего русского авангарда.

malevich35Создание спектакля-манифеста, спектакля-декларации мыслилось по соборному принципу типа фольклорного. Здесь каждый соавтор был не только исполнителем, но еще и теоретиком:  Матюшин – музыки, Крученых – поэзии, Малевич – поэзии и музыки и все трое формировали живописную модель оперы, но ведущим в художественном оформлении «Победы» был Малевич.

Все завесы спектакля были основаны на квадрате, который, по мысли Малевича, является древним символом Вавилона, видом гороскопа, планом башни-зиккурата и  знаменитая евангельская четверица, делящая все пространство на четыре равных части, на пресечении горизонтали и вертикали.

Спектакль получился многоплановым и многослойным. В нем прочитывался и Апокалипсис, и Новое Небо, и Новый мир, и Путь, который ведет к ним. Победа над Солнцем – это миф о том, как гибнет заколдованный мир – земное царство, из которого исход только вверх. Весь спектакль пронизывают оппозиции: черное-белое, свет-тьма, старое-новое и т.п.

malevich34Победу над солнцем олицетворяет солнечное затмение, которое предстает в виде черного квадрата, закрывающего солнце. Но вокруг черного квадрата – молчаливый белый фон, который сохраняется во всех супрематических композициях. Это  солнечные лучи, создающие вокруг черного круга (квадрата, прямоугольника и т.д.) белую ауру, олицетворяющую чистоту и обновление старого мира. Это и был прообраз того самого Черного квадрата, с который спустя два года начнется супрематизм.

Озарение пришло летом 1915 года, когда Казимир Малевич перекрыл черным четырехугольником цветную композицию. Открытие так поразило его, что он целую неделю ни пил, ни ел, ни спал. Название новой живописной концепции пришло не сразу, он долго искал подходящее слово, но не находил,  пока не обратился к своему родному польскому языку, где увидел слово «suprem».

Оно означало «высшая стадия», «совершенство» и одновременно «превосхождение», «преодоление». Развитие супрематизма было настолько стремительным, что иначе как мистическим озарением и прорывом в иное измерение это и не назовешь.

malevich36Живописный супрематизм сложился в единую концепцию всего за три года, начавшись Черным квадратом (1915) и завершившись Белым квадратом на белом (1918). Живопись в традиционном понимании слова для Казимира Малевича умерла. Эмоции, которые художник переживал в момент озарения, проросли белыми стихами, появившиеся у него именно тогда, в супрематический период.

«Художник, поэт, музыкант — любовники земли. Земля — любовница их. Обрученных кольцом горизонта, богатством творчества, земля обольстила любовников. И поработила, и отдала все богатства свои. Но была нема. Уста ее закрыты, глаза скрыли тайну красоты.

С тех пор среди колец горизонта поэт, художник, музыкант искали скрытую красоту. Каждая вещь, каждая жизнь казалась им скрытым ларцем красоты. Запах цветов, шум леса, пение птиц чаровали, и через них хотели узнать о тайне красоты, зарытой землею. Но ни шум леса, ни бегущие облака в синем пространстве, ни птицы и цветы не понимали вопроса. Язык любовников был чужд….

…..И пока поэт, художник и музыкант будут в кольце горизонта вещей, слова, кисти и звуки нальются ужасом, печалью, тоской, отчаянием, и на страницах, холстах и струнах как звезды рассыплются слезы, а по буквам страниц будут прыгать ужасные следы смерти» («Обрученные кольцом горизонта». Отрывок)

malevich38В 1915 году на выставке «0,10» Малевич выставляет свои первые супрематические картины, которые тщательно оберегал от посторонних глаз почти два года. Перед изумленным зрителем предстали 39 непонятных картин:

«Черный квадрат», «Черный квадрат и красный квадрат», «Автопортрет в двух измерениях», «Живописный реализм футболиста», «Четырехугольник и круг», «Какая наглость», «Четыре квадрата» и другие. На этой же выставке он распространил свой знаменитый манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».

Казимир Малевич  был первым  художником-абстракционистом, продемонстрировавшим неисчерпаемый потенциал смысла в диалогах между формой и ее фоном, цветом и текстурой, движением и молчанием.

malevich39

И в том же 1915 году художник создает общество «Супремус», в который вошли самые радикальные художники. На следующий год Казимир Малевич подготовил еще шестьдесят супрематических композиций для выставки «Бубновый валет», которыми практически и закончил период живописного супрематизма, открыв новый период – академический.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Это интересно
+11

11.09.2016
Пожаловаться Просмотров: 2352  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены