Перед нами праздничная икона Успение Богородицы школы Дионисия (15-16 век), относящаяся к типу облачной: на облаках апостолы слетаются на Успение. В центре изображения – почившая Богородица. Плащаница с Ее телом расположена на престоле, подобно престолу алтаря храма, на котором находится погребальная плащаница Господа и Евангелие.
Фигуры, изображенные на иконе, разные. У небожителей вокруг головы - золотые нимбы, по которым их можно отличить от остальных. К числу небожителей причислена и Богородица. Кроме Нее, нимбы у Господа и ангелов, расположенных как по сторонам одра (слева и справа – по три ангела), так и на облаках. На них, по усердной молитве Марии, они приносят в дом Приснодевы апостолов для участия в ее Успении.
Ангелы присутствовали как во время Успения, воспев его ангельским хором, так и по дороге к месту Ее погребения в Гефсиманском саду. Здесь перед своими крестными страстями до кровавого пота молился Иисус Христос. В этом саду погребены отец, мать и обручник Марии Иосиф, здесь, по завещанию Богородицы, она желала быть похороненной.
Апостолы расположены так же, как и ангелы по краям одра: пять человек слева, и 7 человек справа. Хотя в момент Успения Богородицы апостола Фомы не было, но здесь изображены все 12 апостолов. Фома опоздал к Успению на три дня и, благодаря этому, апостолы узнали, что Богородица вознеслась на Небеса.
Слева на переднем плане – апостол Петр с кадилом в руке. Он возглавлял погребальную процессию и кадил во время этого шествия. Справа – фигура апостола Павла, склоненная к ногам Богородицы. Во время шествия он, как самый богословски-образованный, пел молитвы и псалмы. Петр и Павел отделены от всех фигур апостолов стеной ангелов, что подчеркивает их особую роль в распространении христианства.
Слева, за ангелами, у главы Богородицы видна фигура любимого ученика Господа - Иоанна. Во время шествия процессии он нёс, по завещанию Богородицы, райскую ветвь, врученную архангелом Гавриилом Богородице в знак залога исполнения его слов.
За спинами ангелов и апостолов слева и справа стоят плачущие женщины, пришедшие попрощаться с Девой Марией. На заднем плане изображены их дома. Перед женщинами рядом с Иисусом Христом стоят священники – Иаков, брат Господа, епископ Иерусалимский, и три ученика-священника апостола Павла: Тимофей, Дионисий и Иерофей.
Центральной фигурой иконы является Иисус Христос. Он изображен чуть слева, в Божественной Славе – Мандорле. В Мандорле присутствуют образы Небесных Сил: серафимы,херувимы, престолы,господства, силы, власти,начала, архангелы и ангелы с которыми он вошел в дом.
Его одежды золотятся и горят, как и подобает царским одеждам. Господь держит в руках маленькую фигурку – Душу Богородицы. Она запелёната как младенец в знак того, что Ее ожидает в Царстве Небесном новая жизнь.
На переднем плане, в значительно уменьшенном по сравнению с другими фигурами виде, изображен иудей Афония, который хотел перевернуть одр Богородицы. Ангел отсекает ему кисти рук. После покаяния и молитвы он обращается в христианство и руки снова становятся целыми.
Наконец, на самом верху изображена в белоснежных одеждах в Мандорле Божественной Славы восседающая в кресле Богородица. Ее руки воздеты в молитвенном жесте, означающем, что она и после Успения не оставила людей, а горячо молится за них и подает помощь всем, обращающихся к ней с молитвой и верой.
Мандорлу с Богородицей держат ангелы. Над ней изображены двери в Царство Небесное. Они открылись специально для Девы Марии, чтобы Она взошла туда и села рядом со Своим Сыном – Господом Иисусом Христом. Цветовая симфония иконы выполнена в царственных тонах Вечности – золотом, синем и красном. И хотя сюжет иконы погребальный, но на самом деле цвет создает образ радости, торжества и победы над смертью.
В золотых и синих цветах Вечности изображен верх иконы – Царство Небесное. В небесно-синем цвете исполнена Мандорла Божественной Славы Иисуса Христа; облака, на которых спускаются апостолы; Мандорла Богородицы и ее царственное ложе тоже окаймляется золотой рамкой.
На иконе много красного цвета, цвета царственности. Особенно много красного в образе Богородицы и ангелов на облаках в момент перенесения апостолов. Плащаница Богородицы горит красным, показывая, что Ее ложе царственное, Она – Царица Небесная, с царственным нимбом святости вокруг головы.
Ярко золотистому, голубому и красному цветам иконы Успения противостоят темные погребальные цвета хитонов апостолов и ангелов, женщин и священников. Земля также выполнена в мрачных фиолетовых тонах. Цветовыми решениями верха и низа иконописец как бы говорит: «Земля плачет, а Небо радуется» и Богородица с Высоты Своего Небожительства восклицает: «Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни».
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+11
|
|||
Последние откомментированные темы: