125 лет назад конструктор Густав Эйфель водрузил на вершине своего творения французский флаг. Строительство знаменитой башни, приуроченное к открытию Всемирной выставки 1889 года в Париже, было завершено 31 марта 1889 года. Сегодня конструкция Эйфелевой башни — самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа. Она известна во всем мире как символ Франции. Сам Эйфель называл ее просто — 300-метровой башней…
Зачем построили Эйфелеву башню?
Сооружение первоначально задумывалась как временное. Ее целью было служить входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. Французские власти решили провести эту выставку в память столетнего юбилея Французской революции. Городская администрация Парижа попросила известного инженера Густава Эйфеля внести соответствующее предложение.
Конструктор представил для рассмотрения свои чертежи 300-метровой железной башни, которые до этого момента пылились у него в столе. А 18 сентября 1884 года Эйфель получил совместный со своими сотрудниками патент на проект (впоследствии Эйфель выкупает у них же и исключительное право).
1 мая 1886 года был открыт конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны были определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В этом конкурсе участвовали 107 претендентов, но большинство работ повторяли проект башни, предложенный Эйфелем.
Первоначальный эскиз башни. 1884 год
В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля, хотя сама идея башни принадлежала не ему, а двум его сотрудникам — Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Собрать в течение двух лет такое сложное сооружение, как башня, возможно было только потому, что Эйфель применил особые методы строительства. Этим и объясняется решение выставочного комитета в пользу этого проекта. Завоевав первую премию конкурса, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»
Для того, чтобы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над её художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать её опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.
В январе 1887 г Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни.
Строительство будущего символа Франции началось в 1887 году и продлилось чуть более двух лет. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Только в течение 6 месяцев с начала открытия на «Железную леди» пришли посмотреть около 2 млн. человек. Единственное место, которое было недоступно посетителям — это спуск по маленькой винтовой лестнице, проходившей с третьего этажа башни к личным апартаментам Эйфеля. Скромный номер этого прославленного архитектора позволил ему жить в своем шедевре!
300 деятелей культуры — в том числе Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Леконт де Лиль, архитектор парижской оперы Шарль Гарнье и многие другие — написали знаменитый протест против уродования Парижа Эйфелевой башней.
По прошествии 20 лет после выставки башню планировали снести. Но от запланированного сноса сооружение спасли радиоантенны, которые были установлены на самом верху — пришла эпоха внедрения радио.
С 1957 года на башне располагается телевизионная антенна, увеличивающая высоту стальной конструкции до 320,75 м. Кроме неё, на башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн, осуществляющих ретрансляцию различных радио и телепрограмм.
Что еще построил Эйфель?
Эйфель получил образование в Центральной школе искусств и ремесел в Париже, и уже тогда проявил свой талант к проектированию стальных конструкций.
Двухуровневый мост Дон Луиш I, возведенный в 1886 г. в Порту (Португалия) стал уникальным сооружением своего времени.
Он строил железные дороги, вокзалы, мосты (например, импозантный мост через реку Дуэро в Португалии со 162 метровой аркой) и виадуки (к примеру, железнодорожный виадук де Гараби в южной Франции, который вознёсся над долиной на высоте 122 метров и был в своё время самым высоким в мире). Эйфель воздвиг вращающийся купол обсерватории в Ницце, который, несмотря на тяжесть в 100000 кг, легко может приводить в движение один человек.
Авторство над одним из парижских универсамов, «Бон Марше», также принадлежит этому талантливому инженеру. Он спроектировал его в 1876 году и снабдил его стеклянной крышей и чугунными мостиками. Таким образом, Эйфель положил начало новой эпохи в архитектуре, когда здания стали украшаться функциональными металлическими элементами.
Универсам «Бон Марше»
Кроме того, примечателен так называемый «Железный дом»: возведенный Эйфелем двухэтажный особняк в Перу. Посреди преимущественно деревянный построек, он был оплотом роскоши и помпезности местных плантаторов в конце 19 начале 20 года. Однако оказалось, что жить в доме на металлических пластинах практически невозможно — солнце нагревало его до невозможных температур.
В свое время Эйфель работал инженером в Панамском обществе и занимался поставкой машин, сделанных на заводе в Леваллоа Перре (близ Парижа). Когда Панамское общество оказалось в центре скандала, разоблачения затронули и Эйфеля — его обвинили в получении взятки в размере 19 миллионов франков за фиктивные работы. Эйфеля вместе с другими участниками этого дела предали суду в 1889 году и приговорили к двум годам тюрьмы и штрафу. Однако кассационным судом приговор был отменен за истечением срока давности.
Начиная с 1900 года Эйфель сосредоточился на исследованиях аэродинамики, и, что интересно, для проведения многих экспериментов он использовал ту самую знаменитую парижскую башню. В 1908 году Эйфель основал первую современную аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле, а в 1912 открыл еще одну в Отее под Парижем и оснастил ее по последнему слову техники.
Кроме того, Эйфель является автором книг по аэродинамике, в которых описал результаты своих исследований в этой области. В 1920 году Александр Эйфель подарил свою лабораторию в Отее французскому правительству.
Умер талантливый инженер в возрасте 91 года 28 декабря 1923 года в Париже.
Любопытные факты об Эйфелевой башне
Когда огромную башню торжественно открыли в 1889 году, она была высочайшим сооружением планеты. Уже в 1930-м этот титул перехватил небоскреб компании «Крайслер» (на фото), обогнав башню на 18 метров.
Тем не менее, если к высоте Эйфелевой башни прибавить длину ее 24-метровой антенны, то «Крайслер» останется позади. В наше время Эйфелева башня занимает лишь пятое место среди высотных зданий Франции.
Эйфелева башня на вид однотонная, но это иллюзия перспективы. Поскольку сооружение очень высокое, то на самом деле оно выкрашено в три разных оттенка цвета. Самый темный тон используют у основания здания, а самый светлый – на вершине. Башню покрывают 60 тоннами краски каждые семь лет, чтобы защитить от коррозии.
Известный шеф-повар Ален Дюкасс (Alain Ducasse) держит ресторан для гурманов на втором этаже башни.
Знаменитый писатель Ги Де Мопассан, который был одним из самых рьяных противников Эйфелевой башни смирился с ее существованием, найдя оригинальный способ избегать вида «безобразного скелета», он просто обедал в ресторане внутри самой башни. «Это единственное место в Париже, где я не вижу ее», — говорил он.
4 февраля 1912 года австрийский портной Франц Райхельт спрыгнул с 60-метровой высоты первого уровня Эйфелевой башни, нацепив на спину плащ-парашют собственной конструкции. Парашют не раскрылся, и изобретатель разбился насмерть.
Прежде чем сдать Париж немцам во время Второй мировой войны, французы совершили саботаж на Эйфелевой башне. Они вывели из строя лифт, чтобы враги не могли наслаждаться видами города. Но Гитлер не поленился подняться на башню пешком. Лифты отремонтировали в 1944 году, и всем солдатам-союзникам был разрешен бесплатный вход наверх.
Маленькие копии Эйфелевой башни есть в разных уголках мира: американском Лас-Вегасе, китайском Гаунчжоу и Шэньчжэне, румынской Слобозии, в Копенгагене (Дания), Варне (Болгария), Актау (Казахстан) и других городах.
Густав Эйфель выгравировал на башне имена 72 выдающихся французских инженеров, ученых и математиков того времени.
В 1925-1934 годах автомобильная компания Citroën использовала четыре стороны башни как рекламный щит. Это была самая большая реклама тех времен.
Несмотря на высоту, лишь один человек разбился во время монтажа башни.
Томас Эдисон посетил Эйфелеву башню и был чрезвычайно поражен ею. Он написал в гостевой книге: «Господину Эйфелю, инженеру, отважному строителю огромного и необыкновенного творения современного инженерного искусства от того, кто очень уважает и восхищается всеми инженерами, включая Великого Инженера Господа Бога. Томас Эдисон».
В 1983 году, к 60-летию со дня смерти Эйфеля, французская почта выпустила памятную марку номиналом в 97 франков с изображением конструкций Эйфелевой башни и портретом её создателя.
Символ Америки — Статуя Свободы — своим появлением отчасти обязана Эйфелю. Инженер в 1881 году разработал для нее каркас.
Эйфелева башня заняла первое место в рейтинге самых разочаровывающих туристов достопримечательностей, составленном одной туристической компанией в 2007 году. Эйфелевой башней, согласно данным опроса, выразили разочарование более четверти опрошенных: они заявили, что на ней слишком много народу, чтобы можно было насладиться видом.
Аферы с башней
За 83 года существования знаменитую башню продавали — по всей форме — минимум два десятка раз.
В 1925 году мошенник Виктор Люстиг умудрился дважды «продать» башню на металлолом.
В 1954 году один шведский гражданин, отрекомендовавшийся генеральным директором акционерного общества, предложил покрыть башню антикоррозийной краской. Получив кредит на покупку 50 тонн красителя, он исчез в неизвестном направлении.
В 1960 году английский зеленщик Дэвид Сэмс продал одной голландской фирме Эйфелеву башню как металлолом. Он сумел доказать (с помощью фальшивых документов), что ему поручен парижским муниципалитетом демонтаж башни. В итоге англичанин попал в тюрьму, а фирма осталась без своих миллионов.
Источник http://www.softmixer.com
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+18
|
|||
Последние откомментированные темы: