Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241031102136

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

19 августа - второй Спас: на горе

Второй Спас в народной традиции называют яблочным со всеми вытекающими народными приметами, запретами, ритуалами, хотя отмечается он в августе, в общем-то, случайно. Более точно  Второй Спас  назвать Спасом на горе, где произошло событие, отмечаемое в этот день.

С горой в христианстве связано много событий, как исторических, так и символических. Гора - это место уединения и молитвы Спасителя, место, где Моисей получает скрижали от Бога (на горе Синай) и  встречается со Славой Бога, от чего лицо его начинает светиться божественным светом.

Гора – это место жертвоприношения (на горе Мориа) Исаака, на котором позднее будет возведен Иерусалим, а еще позднее - ветхозаветный храм. На горе Хорив Илия почувствовал Бога в тихом дуновении ветра и прикрылся милотью чтобы не умереть от встречи с Ним. 

На горе Иисус говорит свою Нагорную проповедь и на горе (Елеон) происходит Его Вознесение. Синай, Мориа, Хорив, Елеон, Фавор – пять гор, с которыми связана Божественная история. Все главные события Ветхого Завета и Нового происходят на горах или возвышенностях и Преображение не могло произойти нигде, кроме как на горе.

На Фаворе ученики увидели Божественное Преображение Господа, чья сыновняя ипостась была засвидетельствована гласом Отца и облаком Духа Святого. Преображение  - это было второе Богоявление, потому  в иконостасе икона Преображения следует сразу после Крещения.

Но согласно истории человеческой жизни Иисуса, место Преображения - в Страстном цикле, т.к. оно случилось за сорок дней до Распятия и смерти Спасителя и потому отмечаться должно в начале Великого поста, в конце зимы или ранней весной: преобразился Иисус ровно за сорок дней до Распятия.

vtoroj_spas7

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим  и Тайная вечеря случились уже после Преображения. Но сегодня в церковно-литургическом круге Преображение - праздник предпоследний, а не центральный, что существенно изменило и его значение, и его смысл. Этот праздник предваряет уже не Распятие, как раньше, а Крестовоздвижение, но  Крестовоздвижение и Распятие, а потом и Воскресение – все-таки события не равновеликие.

Соединение в праздничном ряду «Распятия» и «Преображения» - было одним из ключевых и очень важных, т.к. объединяло первое  пришествие Господа  в образе человека со вторым – в образе Бога. Преображение – праздник явления Иисусом своей Божественной природы.

Как человек Он был распят,  как Бог – преобразился и Воскрес. В Преображении Иисус, забегая вперед на сорок дней, показывает лучшим своим ученикам свое грядущее Воскресение, показывает для научения  и чтобы они не страшились, когда увидят Его вольную смерть.

Союз двух природ, человеческой и Божественной, символически и по смыслу, представлен в соединении двух событий - Распятия и Преображения, но Второй Спас был отодвинут на вторую половину августа, т.к. предпасхальный период оказался перегруженным. И это сместило акценты - с богословского на  народно-языческий, в котором мотив сбора урожая стал важнее явления Господом в образе Света своей Божественной природы.

vtoroj_spas8

Джованни Беллини. Преображение. XV век

Сдвинутое с поздней зимы (февраля) на позднее лето (август), Преображение во многом утратило свое смысловое место в евангельской истории – быть прообразом Второго Пришествия Спасителя и образом обожения человеческого естества в молитвенном стоянии. Молитва в этом контексте - ключевое слово.

Именно во время молитвы происходит явление Божественной природы Иисуса («Бысть, егда моляшеся»)  и в молитве - ключ к Фаворскому свету. Об этом наиболее точно и полно говорит Григорий Палама. Не случайно ему посвящено одно из первых  воскресений Великого Поста, называемое вторым Торжеством православия.

О фаворском свете и обожении человека в Иисусовой молитве в четырнадцатом веке шли ожесточенные споры, закончившиеся победой исихастов-паламитов, но и по сей день эти споры продолжаются: на западе считают, что фаворский свет - тварный,  на востоке - Божественный и нетварный.

Еще в пятнадцатом веке не было сомнений, где место Преображения. Например, в Благовещенском соборе Кремля в иконостасе место иконы Преображения было рядом с иконой Распятия, а не перед Успением, как сейчас, потому что Преображение выпадает из последовательного ряда событий земной жизни Спасителя, рассказывающего о грядущем, а не настоящем.

vtoroj_spas4

Андрей Рублев. Преображение. Икона из праздничного чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва.

При этом следует помнить  контекст, который почти окружает Преображение. Только в обрамлении этих событий, можно понять, почему Преображение случилось именно в этот момент. Предшествует Преображению исповедание Петра об Иисусе как Сыне Божием, за ним следует призыв Господа взять свой крест и последовать за Ним, и впервые Он говорит о своих страстях и своем Воскресении, а в конце речи обещает, что некоторые из живущих увидят Царствие Божие уже здесь, на земле.

Только после этого, спустя шесть дней на седьмой, Он берет троих лучших учеников и идет с ними на гору молиться, ученики ничего не подозревают, поскольку Иисус часто уходил молиться в гору, но всегда один. На горе они все молятся, но ученики вскоре опять засыпают, как и в Гефсимании.

А Иисус в молитве беседует с Моисеем и Илией о предстоящих Ему страданиях и последующем Воскресении. Моисей должен донести эту весть до мертвых в аду, где он пребывал, а Илия – до живых в раю, в частности, до Еноха.  В этот момент, от яркого Света и разговора, ученики просыпаются, и страхе и ужасе видят:

«Превечное бо сокровенное таинство напоследок явлено сотвори; страшное Твое преображение Петру, и Иоанну и Иакову, иже такова сияния лица Твоего не терпяще и светлости риз Твоих, ниц на лице земли покрывахуся, иже и ужасом одержимы дивляхуся. Еще и оттого, что увидели Моисея и Илию с Господом говорящими» (Стихира из богослужения на праздник).

vtoroj_spas5

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва

Петр, как самый опытный и старший из них захотел остаться здесь как можно дольше, если не навсегда: сотворить три хижины и жить всем вместе.  Иоанн и Иаков – защищаются от света, чтобы не ослепнуть и не умереть, как когда-то Моисей покрывался платком, когда говорил с Господом, и Илия накинул на себя милоть, чтобы не умереть от встречи с Богом.

Но видение вскоре закончилось, Иисус подошел к ученикам и стал их успокаивать ("Не бойтесь!"). А после этого, по контрасту с тем, что произошло на вершине горы, под горой, Господь с учениками  встречают разгоряченную толпу, в которой идет спор: почему ученики не могут излечить бесноватого, которого отец привел к ученикам Иисуса для исцеления.

Этот момент очень важен еще и потому, что показывает слабость веры учеников Спасителя, ставших сильными далеко не сразу. Их слабость оказалась важна для книжников, т.к. давала им аргументы против Божественности  Иисуса. В иконах эта сцена отсутствует, хотя могла бы быть, но икона, тяготеющая к лаконичности и строгости, отражает только само событие, а то, что было до и после, не показывает.

Но посмотрим на картину Рафаэля «Преображение». Художник показывает, что случилось и на горе, и под горой. Контраст того и другого напоминает события на Синае, когда в тот момент, когда Моисей разговаривал с Богом,  внизу народ творил себе золотого тельца.

vtoroj_spas

Рафаэль. Преображение

Этот контраст создается прежде всего цветом: наверху – прозрачное, ясное, чистое голубое небо, в котором парят Иисус, Моисей и Илия, беседующие о будущих страданиях и Воскресении. Радость и легкость  наполняют верхнюю половину картины. В центре ее – трое избранных учеников, в страхе лежащих на земле, не в силах поднять глаза. Они соединяют два мира: темный - земной и светлый - Божественный.

То, что происходит под горой лишено света, там преобладают тяжелые и темные краски: беснующийся мальчик, которого удерживает отец, ученики, бессильные помочь ему, и книжники, торжествующие свою победу над учениками Спасителя: поражение Его учеников  они считают поражением их Учителя.

Этот мир больной и несчастный, в котором никто никого спасти не может. Ученики, положившиеся только на имя Учителя, думали, что для исцеления этого достаточно, что им  самим трудиться не надо.

Спустившись с горы и разобравшись, о чем  спор, Иисус Христос обличает прежде всего учеников, посчитавших, что могут обойтись одним именем Спасителя без собственных усилий и  трудов, без поста и молитвы, а потом легко исцеляет беснующегося. Так завершается Преображение. 

Тина Гай

Это интересно
+15

18.08.2016
Пожаловаться Просмотров: 2003  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены