Дионисий – третья значимая фигура, завершающая русскую иконопись золотого века. Век, начавшийся фресками и иконами неистового византийца и философа Феофана Грека, продолжившийся в гениальных духоносных работах Звенигородского чина инока Андрея Рублева и завершившийся живописными неземной красоты фресками Рождественского храма Ферапонтова монастыря мирянина Дионисия.
Все трое творили в духе исихастской традиции, но воплощали ее по-разному: Феофан – в строгом и грозном лике Господа Вседержителя, преподобный Андрей - в добром и милующем Спасителе, Дионисий – в неземной красоте человека, стяжавшего в умном делании Дух Святой.
Иконопись того времени - своеобразный вклад Русской православной церкви в догматические споры, разгоревшиеся в XIV веке в Византии между сторонниками и противниками исихазма и св. Григория Паламы, отстаивающего нетварность фаворского света.
Дионисий, хоть и был мирянином, и совершал, как и все, много ошибок, но умел молиться и все его иконы, особенно последние фрески, результат умного делания, молитвенной сосредоточенности и мудрости человека, завершающего свой земной путь. Роспись харама Ферапонтова монастыря венчает многолетний труд иконописца и являет победу Святого Духа над падшей человеческой природой, конечный пункт всех подвижнических трудов, плод смирения и благодати.
Богородица на престоле. Фреска из Ферапонтовского монастыря
Отсюда - легкость и невесомость всех фигур, их безмятежность и устремленность в вечность, мистический голубец, в котором они существуют. Византия богословствовала словами, Россия – образами. О Дионисии известно больше, чем о Феофане и преподобном Андрее, хотя годы рождения и смерти мастера тоже размыты.
Родился он где-то между 1430-1440 годами, умер - между 1502-1508. Выходец из знатного и богатого боярского рода Квашниных, Дионисий имел богатых и влиятельных покровителей на протяжении всей жизни. Рано начав учиться иконописи, он уже около тридцати лет получил первый крупный заказ: участвовать в росписи храма Рождества Богородицы в богатом Пафнутьево-Боровском монастыре.
Впервые его имя упоминается в житии основателя этого монастыря преподобного Пафнутия, который оставил воспоминания о чудных мастерах Митрофане и его ученике Дионисии, расписавших замечательными фресками Рождественский собор в монастыре. О старце Митрофане почти ничего не известно, но можно предположить, что именно он стал духовником и наставником Дионисия в умном делании.
Богоматерь "Одигитрия". Икона Дионисия
Время, в которое жил и трудился Дионисий, было временем становления и подъема государства Российского. В его основании лежала византийская идея о государстве как о богоустановленном учреждении на земле, частичке Царства Небесного, глава которого – помазанник Божий. И жить государство должно по божественным законам. Соответственно, и благоустройство государства Российского должно начинаться со строительства храмов.
Это было время тяготения церкви к богатым и роскошным украшениям, эстетизации всех сторон церковной жизни, начиная от богослужений и песнопений, и кончая интерьерами соборов и храмов. То было время иосифлян, последователей Иосифа Волоцкого, идеолога сильной церковной власти, так называемой партии «стяжателей», принимавших крупные пожертвования на храмы и монастыри, выступавших за то, чтобы у церкви было как можно больше приписных земель, крестьян и других богатств.
С этой партией боролся строгий подвижник исихаст Нил Сорский и преподобный Максим Грек, но большинство церковнослужителей ориентировались на «стяжателей", которые вышли победителями в этой борьбе. Иван III тоже был сторонником этой партии, положив немало сил и средств, чтобы соответственно эстетическому идеалу стяжателей-иосифлян и благоустроить Москву как современную столицу молодого и быстрорастущего христианского государства.
Икона митрополита Алексия с житем
Обустройство началось с Кремля, где уже давно строился собор в честь Успения Богородицы, но через три года после начала строительства, он рухнул из-за некачественной извести. Тогда пригласили архитектора-итальянца Аристотеля Фиораванти, который через четыре года на том же месте построил чудный храм, равного которому еще не было в России. Теперь нужно было его благоустроить внутри.
Дионисий к тому времени уже прочно занял место одного из лучших иконописцев, ему уже за сорок, и за плечами - не один расписанный храм. Любимец государя и предводителя стяжателей Иосифа Волоцкого, для которого он написал более восьмидесяти икон, Дионисий представлял официальную идеологию. Его стиль и композиции тяготели к торжественности и пышности, праздничность и парадность соответствовали эстетическому идеалу того времени. Наверное, поэтому его называют русским маньеристом и первым живописцем.
Дионисию поручают написать иконы для самых важных рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. Считается, что его кисти принадлежат иконы центрального ряда иконостаса - деисуса. Деисусный ряд получился вельми чудесен и иконописцу присвоено звание «преизящного мастера» и он становится главой московской школы иконописи.
"Распятие". Икона Дионисия
Для Успенского собора Дионисий напишет две чудные иконы митрополита Петра и митрополита Алексия с житийными клеймами по краю. Они как венок окружают образы святых. Сами святые выглядят как два столпа, утвержденных на земле, чтобы являть собой пример для живых. Вообще Дионисий написал очень много икон, что до него никто не делал.
Раньше иконы писались по какому-то случаю или к праздникам. Дионисий же писал иконы для того, чтобы люди видели перед собой образцы, которым надо подражать. В это же время мастер пишет для Вознесенского монастыря Кремля образ Богородицы «Одигитрия», точнее восстанавливает некогда привезенную из Византии икону, обгоревшую во время пожара.
На светлом фоне царственная Богородица являет миру Богомладенца, указывая на него как на Путь и Жизнь. Торжественность и строгость создают величественность образа Богородицы. Еще одна известная икона, написанная для Павло-Обнорского монастыря, называется «Распятие», выполненная для праздничного ряда иконостаса. Центром иконы является сильно вытянутый в вертикаль крест, на котором распят Спаситель.
Икона Дионисия "Сошествие во ад" (Воскресение - Анастасис)
Его голова поникла, как увядший цветок, руки – как раскинутые стебли, тело изогнуто, безмолвно стоящие по бокам креста фигуры Иоанна Богослова, Богородицы и женщин создают настроение торжественности и печали одновременно. Такое Распятие больше похоже на прорыв в Вечность, в Жизнь - через Крест, символ победы над смертью. Здесь Спаситель словно парит над землей, уже не принадлежа ей, т.к. Свою миссию Он уже выполнил.
Еще одна из самых известных икон Дионисия - "Сошествие во ад", тоже написанная для праздничного ряда иконостаса. Все сохранившиеся иконы мастера находятся в разных музеях и картинных галереях. Они сильно отличаются от ферапонтовских фресок, прежде всего, колористической насыщенностью. Иконописец словно лепит фигуры святых многослойными пластами красок, которые в результате становятся насыщенными и плотными.
Фрески же Ферапонтова монастыря, венчающие творчество иконописца, выполнены в совершенно ином стиле. Фрески датируются 1502-1503 гг (в храме сохранилась запись о датах росписи). Поскольку этот северный монастырь был бедным, а потом и вовсе оказался заброшенным, фрески никогда не поновлялись и остались такими, какими их создал великий мастер более пятисот лет назад. Монастырь позднее прославился тем, что стал местом заточения опального патриарха Никона (1666 г.).
Роспись портала храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Создавал фрески Дионисий вместе со своими сыновьям и еще несколькими помощниками.Иконописцу было уже за шестьдесят, он знал, что жить осталось недолго. Поэтому можно считать, что это своеобразное завещание и последний гимн Богородице, храмы Которой он расписывал на протяжении всей своей жизни. Здесь все дышит Вечностью и нет места смерти. Нет даже иконы Успения, хотя храм посвящен Богородице.
Весь ансамбль выполнен в сине-голубом цвете, цвете Пречистой, но одновременно и цвете Неба, Вечности и мистики. Здесь нет ярких цветов, подобных тем, что видим на иконах. Все цвета приглушённые и светоносные, словно пронизанные фаворским светом, о котором говорил Григорий Палама. Он же говорил о Деве Марии как о границе между Божественным естеством и человеческим. Так Дионисий и пишет свои фрески, на которых фигуры парят между небом и землей.
В основу богословской программы росписи храма иконописец берет древне-византийский текст"Акафиста" в честь Богородицы, написанный Романом Сладкопевцем. Акафист дополнен образом известного церковного песнопения в честь Пречистой «О Тебе радуется...», а также сюжетами «Покрова» и «Собора Богородицы». Весь этот монументальный памятник-фреска являет собой Похвалу Богородице, Которую в русском народе всегда почитали выше Спасителя. Троица и все другие догматические истины не так понятны народу, как образ Материнства, Девства и вечной Женственности.
Фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтовского монастыря
Идея любви, сострадания, милосердия, красоты и нежности слились здесь в единый образ женского начала, в богословской традиции воплощенный в идее Софии. Без Нее невозможна жизнь во всей ее полноте и многогранности. Вся палитра Дионисия соответствует идее Женственности: нежная, полупрозрачная, пронизанная белым светом, олицетворяющая непорочность, чистоту и Божественность.
Светоносность палитры создается за счет активного использования белого, присутствующего в каждом цвете. Именно белый делает остальные цвета мягкими и просветленными, словно преображенными Святым Духом. За счет этого фигуры кажутся невесомыми, что усиливается их изображением на голубом фоне. Утонченность и красота фресок Дионисия, гармония и тишина, музыкальность и плавность линий делают храм нарядным и торжественным, предвещая начало конца русской иконописи золотого века.
Это интересно
+15
|
|||
Последние откомментированные темы: