Иван Апполонович Чарушин (1862-1945) появился на горизонте в связи с моей июньской поездкой в Елабугу. О некоторых впечатлениях я уже писала. Продолжая рассказ, остановлюсь на имени известного русского архитектора, которому принадлежит более пятисот проектов только в Вятской губернии, треть из них (165) – храмы.
Правда, эта часть его творческой биографии тщательно замалчивалась в советское время. Но кроме храмов, соборов и часовен были еще училища, школы, гимназии, жилые здания, отреставрированные сооружения, магазины, гостиницы и особняки. Революцию семнадцатого Чарушин принял.
Худшее его миновало, несмотря на то, что к тому времени он находился в чине титулярного советника, к нему обращались не иначе как «Ваше Высокородие», кроме того, архитектор был награжден четырьмя царскими орденами и получил звание потомственного дворянина. Редкий случай, когда дворянин не попал ни в концлагерь, ни в тюрьму и не был выдворен за границу. Он умер своей смертью, потрудившись на благо страны еще двадцать пять лет.
Епархиальное женское училище и церковь Василия Анкирского (луковичка над местом храма)
Имя архитектора Чарушина известно многим в Вятской губернии и не только, но я о нем услышала впервые. Почему Чарушин? В Елабуге есть как минимум три здания, построенные по его проектам: Епархиальное женское училище, церковь Василия Анкирского и Елабужская женская гимназия. Когда мы зашли в Елабужский музей декоративного искусства, то там обратили наше внимание на это имя, и я заинтересовалась.
И действительно из всех увиденных Елабужских зданий особенно выделяется Епархиальное женское училище, построенное в 1899 – 1904 годах на деньги вдовы богатого купца В.Г.Стахеева. В память о нем она пожертвовала пятьсот тысяч рублей и к тому же специально под здание прикупила большой и добротный участок. Разработать проект она поручила главному архитектору Вятской губернии Ивану Апполоновичу Чарушину, стиль которого получил название «кирпичного» за его приверженность к постройкам из кирпича.
Сейчас в здании находится Елабужский пединститут, а церковь Василия Анкирского, располагавшаяся когда-то здесь же, стала актовым залом.О ней напоминает маковка купола в центре над парадным входом. Здание Епархиальной женской гимназии смотрится скромнее и лаконичнее, но все равно чувствуется, что постройка принадлежит другому времени. В центре здания тоже маковка, напоминающая, что здесь когда-то был домовой храм.
Здание епархиальной женской гимназии. г. Елабуга
Самое любимое и удачное детище Ивана Чарушина, изображение которого всегда находилось у него перед его глазами (он поместил его в рамочку и повесил в своем кабинете), было построено в 1911 году и не в Елабуге, а в Вятке (нынче – Киров). Это особняк, заказанный купцом-миллионером и земляком архитектора Тихоном Филипповичем Булычевым. Такие здания сразу бросаются в глаза своей необычной архитектурой, и вокруг них тотчас начинают складываться легенды и небылицы.
Не стал исключением и этот особняк. Мне он напомнил замок Арсения Морозова и особняки знаменитого Гауди, построенные в мавританском стиле. Но знатоки уверяют, что Чарушин взял за основу стиль замка Саввы Морозова, построенного по проекту Ф.О.Шехтеля. И это тоже может быть правдой, хотя сын Ивана Апполоновича уверяет, что его отец увидел впервые это здание только в двадцатых или даже в тридцатых годах.
Просто такие особняки в конце XIX - начале XX века были в моде и многие богатые заказчики хотели, чтобы и у них тоже было. Тихон Филиппович Булычев и Иван Апполонович Чарушин, как говорится, нашли друг друга. У одного были немереные богатства, непомерные амбиции и желание прославиться, у другого – идеи, которые он не мог никак реализовать: не было подходящего заказчика, готового оплачивать их воплощение.
Замок-особняк Т.Ф.Булычева, построенный по проекту И.А.Чарушина в 1911 г.
Здесь все сошлось. Денег хозяин реки Вятка Т.Ф.Булычев (он владел девятнадцатью пароходами, курсировавшими между Вяткой и Казанью) не жалел, благо их у него было действительно много, а у Чарушина в запасе было множество того, что он хотел попробовать хоть раз в жизни. И хотя особняк получился эклектичным, поскольку используются элементы разных стилей, но здесь все гармонирует друг с другом. Получилось в конечном итоге красиво, необычно и богато. А если и есть эклектика, то гениальная.
Особняк намеренно был построен на участке, что напротив дома другого богача – купца А.А.Прозорова. Именно ему Булычев хотел доказать, что он богаче и круче. Особняк получился похожим на дворец из восточной сказки и являлся эталоном роскоши как внешне, так и внутренне. Хотя попасть туда невозможно (там сейчас располагается местное отделение ФСБ) и план внутреннего устройства утерян, но по рассказам тех, кто его видел изнутри, это действительно чудо.
Даже по нашим временам многое здесь удивительно: в особняке было уже тогда свое автономное отопление, которое можно было регулировать; горячая вода, на каждом этаже ванна и душ, навесные потолки, дубовые перила, окна - более пятидесяти видов, пол покрыт мозаичной плиткой и поговаривают, что на втором этаже был бассейн. Водопровод, телефон и даже лифт, по которому еда из кухни поднималась в столовую.
Архитектор И.А.Чарушин (слева) и купец-миллионер Т.Ф.Булычев (справа)
По легендам, одну из комнат украсили серебряными рублями, а поскольку на них был изображен профиль царя, то якобы, Тихон Булычев отправил в Петербург на имя императора телеграмму, в которой просил благословение на это. Ответ пришел: "Не возражаю. Ребром".
Стиль Чарушина отличим, поскольку башня, выполненная в готическом стиле, как и в других особняках, стоит слева и развернута ребром. Внутреннюю отделку особняка осуществляла артель знаменитого декоратора Н.Г. Джмухадзе, а на строительство замка работала вся Вятка, поставляя сюда все необходимые материалы.
Фасад особняка украшают улыбающиеся грифоны и химеры. Во рту грифонов были лампочки,загоравшиеся красным светом. Дом очень объемный и разделен на две половины: мужскую и женскую. В мужской предположительно был кабинет, приемная, каминная, библиотека и молельная комната; в женской – зимний сад, спальня и комната для рукоделия.
Макет замка. Левая половина - женская, правая - мужская
Женская половина пристроена с южной стороны и потому светлее и теплее. На крыше здания устроена смотровая площадка, на которой стояли скамейки. Это место специально было оборудовано для прогулок: с него открывался замечательный вид на город и местные окрестности.
Для кого же строился этот чудо-замок? Существует несколько версий, ни одна из которых не находит подтверждения. Говорят, для невесты Булычева, которая много ездила по заграницам, а купец хотел ей показать, что и в провинции можно построить особняк не хуже заграничного. Но к тому времени жена купца уже умерла и о какой невесте шла речь, неизвестно.
Другие утверждают, что особняк построен для дочери, но к тому времени дочь уже была замужем, и у нее был свой дом. Еще одна версия - дом предназначался для сына, но через год в особняке случился пожар, и беременной жене сына пришлось со второго этажа спускаться вниз по лестнице, которая к тому же не достовала до балкона. Её пришлось держать на весу, пока больная женщина спускалась со второго этажа. После пережитого шока она категорически отказалась въезжать в дом выше одного этажа.
Так чудо-особняк и простоял пустым почти четыре года, в котором сам Булычев не жил ни одного дня. Говорили, что дом проклят. То ли цыганкой, то ли еще кем-то. В дневнике А.А. Прозорова есть странная запись, в которой он рассказывает, что когда его супруга увидела дворец Булычева, из зависти сказала: «Вот поселю здесь кикимору, тогда никто в доме не будет жить». Так и случилось.
Но были ли те слова действительно сказаны, и сбылось ли пророчество именно поэтому, Бог весть. В 1914-м губернатор города уговорил Булычева продать особняк за треть его стоимости - за сто тысяч рублей. Купец согласился, но с одним условием: любое учреждение, которое будет находиться в этом доме, будет носить его имя.
Через год, в 1915 году, особняк превратился в дом инвалидов и сирот им. Т.Ф.Булычева, который находился под покровительством государь-императора. Так на крыше особняка появились двуглавые орлы, а в многочисленных комнатах появились больничные палаты с множеством иконы, которые в большом количестве дарили дому.
Двуглавые орлы на здании особняка
После революции орлы были сбиты, особняк национализирован, здесь обосновался военный штаб, а потом особняк заняла ЧК и в тридцатые годы в городе ходил анекдот:
«Какое здание самое высокое?" - "Дом Булычева: из его подвалов Колыма видна…».
Все надежды, что в этом здании появится когда-нибудь музей или иное культурное заведение, пока не оправдались. После революции имущество Т.Ф. Булычева национализировали, все его многочисленные дома - разрушились или сгорели, и он остался нищим. Жил у своих родственников и умер в 1926 году в нищете и забвении. Иван Чарушин этой участи избежал.
Это интересно
+19
|
|||
Последние откомментированные темы: