Народный артист СССР сыграл в самых значимых фильмах своей эпохи.
Известнейший советский актер Николай Черкасов родился в Петербурге ровно 113 лет назад.
Артист, который появился на экранах еще в эпоху немого кино, сумел достичь всесоюзной славы, благодаря фундаментальным историческим ролям.
Смерть от трамвая
Один из самых значимых артистов советского кинематографа появился на свет в Петербурге, в семье железнодорожного служащего.
Роды прошли очень трудно. Медикам даже пришлось использовать специальные щипцы, чтобы достать мальчика. От этого над висками у Черкасова в дальнейшем остались две небольшие вмятины.
Ближе к 1909 году семья будущего актера перебралась в просторную четырехкомнатную квартиру в доме на нынешней 10-й Красноармейской улице. Именно отсюда маленький Николай пошел в гимназию № 10.
О театре и о ролях в только еще зарождающемся кинематографе мальчик, конечно, не мечтал. Однако когда Черкасов впервые в жизни попал на спектакль «Руслан и Людмила» в Мариинском театре, он был пленен и встревожен, впоследствии охарактеризовав свое впечатление как нечто «волшебное». Чуть позднее у Николая проснулся интерес и к музыке. В одиночку он бывал на концертах графа Шереметьева, утренниках в филармонии и даже ездил в Павловск, где выступали знаменитые музыканты.
Особенно юный Черкасов был пленен выступлениями своего кумира – Федора Шаляпина.
Школьное обучение было окончено в 1919 году. Тогда, выбирая себе профессию, Николай Черкасов за компанию с друзьями решил поступать в Военно-медицинскую академию.
Документы были поданы, но стать врачом будущему киноартисту не дал случай. Черкасов стал свидетелем страшного происшествия: на его глазах прохожий попал под трамвай. От вида крови юноша испытал ужас и понял, что медицина – ложный для него выбор.
Тогда 16-летний Черкасов поступил в студию мимистов, а после был зачислен в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета. Здесь на премьере оперы «Вражья сила» молодой артист смог даже завести знакомство с Федором Шаляпиным, вокалом которого совсем недавно восторгался лишь издалека.
Уже с 1920 года Николай Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и в экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории.
Позднее артист поступил в Институт сценических искусств, где вместе с сокурсниками создал популярный эстрадный номер «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Рослый Черкасов исполнял роль долговязого Пата. В дальнейшем именно этот номер помог Черкасову поступить в Ленинградский ТЮЗ, где актер стал получать и драматические роли. В спектакле «Дон Кихот» он блестяще исполнял главного героя.
Одобрение вождя
Первой киноработой Черкасова стала немая картина 1927 года «Поэт и царь», где артисту досталась роль парикмахера. Сам актер признавался, что после выхода ленты считал, что больше сниматься его не позовут. Черкасов ужаснулся своей худобе и высокому росту на экране.
Впрочем, у режиссеров было иное мнение. Следующими работами Черкасова в кино стали картины «Его превосходительство», «Мой сын» и «Луна слева». В ленте «Мой сын» артист вновь исполнил долговязого Пата. Этот образ настолько навис над Черкасовым, что актер принял решение перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр «Мюзик-холл».
В 1929 году Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной Вейтбрехт. Вскоре у пары состоялась свадьба, а спустя пару лет на свет появилась дочка. Это обстоятельство подтолкнуло Черкасова к новой смене театра – молодому отцу было важно, чтобы на новом месте работы не пришлось гастролировать.
Вместе с тем артист активно снимался в немом кино, а в 1932 году была первая роль в звуковом фильме «Встречный». Здесь Черкасову нужно было исполнить постового милиционера.
Профиль Николая Черкасова в роли Александра Невского на одноимённом ордене.
Популярность актера росла. В 1930-х он сыграл в комедии «Горячие денечки» с Яниной Жеймо, а следом вышла лента «Дети капитана Гранта», где Черкасов воплотил профессора Паганеля. Этот фильм был настолько успешен, что у артиста уже не было отбоя от предложений. Самыми значимыми из них были роли цесаревича Алексея в ленте «Петр Первый» и профессора Полежаева в исторической драме «Депутат Балтики». Картинам рукоплескали. «Депутат Балтики» принес Черкасову звание заслуженного артиста РСФСР.
Однако одной из сложнейших работ стала главная роль в фильме великого режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». При этом Черкасов опасался работать с постановщиком, зная, что тот нередко подавляет индивидуальность артиста. Им было действительно тяжело вместе, но Эйзенштейн настоял на продолжении съемок.
Перед выходом на экран фильм показали Иосифу Сталину, который распорядился вымарать, по его мнению, не к месту включенные эпизоды, после чего картину показали публике. В 1941 году Черкасов был удостоен за роль Александра Невского Сталинской премии. Чуть позже в СССР появился орден Александра Невского. На нем, по требованию вождя, был изображен профиль Николая Черкасова.
Роль Грозного
За два года до начала Великой Отечественной войны в семье Черкасовых случилось горе – умерла новорожденная дочь. В 1941 году у артиста появился сын, которого назвали Андреем, а после началась страшная страница в истории государства. Старшая дочь погибла в 1942 году в блокадном Ленинграде вместе с дедушкой – тестем артиста.
Трагедии, идущие одна за другой, сильно пошатнули здоровье Черкасова. Артист в это время был в эвакуации в Новосибирске. Там он создал концертную агитбригаду, которая выступала на кораблях Балтийского флота.
Но даже во время ВОВ режиссер Сергей Эйзенштейн продолжал снимать кино. Весной 1943 года в Алма-Ате он создавал «Ивана Грозного». На главную роль постановщик пригласил именно Черкасова, подарив артисту его самую значимую работу в кинематографе. После окончания ВОВ началась работа и над второй серией картины, однако Сталин, как и Черкасов, не приняли характерных изменений Ивана Грозного, и ленту положили на полку аж на 11 лет.
На рубеже 1940-1950-х годов актеру доставались роли в картинах, которые не представляли собой ничего выдающегося. Выпускались историко-биографический фильмы, где артист воплощал однотипных персон русской культуры и науки. Среди прочих он сыграл Горького и Маяковского. В театре ролей было мало – Черкасову просто не хватало времени.
Кроме того, артист был занят не только творчеством, но и активной общественной деятельностью. Еще до войны он подал заявление на вступление в партию, а позднее стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Черкасов старался помочь многим людям. Режиссер знаменитого ленинградского БДТ Георгий Товстоногов впоследствии говорил, чтобы собрать всех людей, которым помог артист на своем посту, пришлось бы арендовать стадион.
Болезнь легких
Новой значимой роли в кино Черкасову пришлось ждать аж до весны 1956 года. Режиссер Григорий Козинцев предложил артисту главную роль в фильме «Дон Кихот». Картина после выхода на экраны имела оглушительный успех. Заслуги самого Черкасова были отмечены за рубежом – его наградили званием лучшего актера на фестивале в Канаде.
В начале 1960-х режиссер Георгий Натансон решил перенести пьесу Самуила Алешина «Все остается людям» на экран. Картину ставили на «Ленфильме». Одну из ролей предложили Черкасову, который до этого не снимался в кино уже около пяти лет. При этом режиссеру пришлось просить Георгия Товстоногова лоббировать окончательное утверждение артиста. Черкасов снимался в ленте уже будучи сильно больным – у него была эмфизема легкого. Врачи запрещали ему курить, но тайком артист все равно затягивался сигаретой.
Николай Черкасов в сложнейшей для себя киноработе режиссера Сергея Эйзенштейна.
В июне 1964-го за роль в картине «Все остается людям» он был удостоен Ленинской премии, однако из театра артист был уволен, когда пришло распоряжение сократить актерские кадры. Для больного Черкасова это был серьезный удар.
Тем не менее он еще нашел в себе силы на проведение отчетно-выборной конференции Ленинградского отделения ВТО в 1966 году, а далее попал в больницу. Оттуда Черкасов уже не вышел.
Источник http://www.spb.aif.ru/
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+17
|
|||
Последние откомментированные темы: