Французский мыслитель, метафизик, религиовед и «сакральновед» Рене Генон (1886), воспитанный в католических традициях, пройдя непростой путь поиска себя в масонстве, оккультизме, магии и теософии, наставленный на путь Великого Знания индусом, в двадцать шесть лет принимает ислам и становится правоверным мусульманином.
Кроме индуизма, сильное влияние на Рене Генона оказали арабское богословие, суфизм и даосизм. После смерти первой жены, в сорок четыре года, он окончательно принимает решение переехать в Каир, где проживет до конца жизни (1951).
Здесь Генон женится на сестре шейха, принадлежавшей роду потомков сестры Мухаммеда – фатимидам (шиизм), сам принимает титул шейха, строит традиционную мусульманскую семью (рожает четверых детей), ведет затворническую жизнь суфия и выполняет все ритуалы и законы ислама, практикуя до последних дней зикр.
Двойной юбилей (со дня рождения - 130 лет и со дня смерти - 65 лет) дает основание представить этого в высшей степени оригинального и необычного человека, который как пророк предсказал почти за сто лет то, свидетелями чего мы является сегодня: кризиса современного западного общества и постепенное его поглощение исламом.
Рене Генона считают на Востоке великим мусульманским богословом, на Западе - первым религиоведом и последним интеллектуальным чудом со времен Средневековья. Хорошо знавший все религии, как западные, так и восточные (христианство, иудаизм, суфизм, индуизм, буддизм,даосизм), он рассматривает их лишь как разные выражения Единой Духовной Традиции, известной с давних времен.
Он не считал себя первооткрывателем чего-то нового, потому что в этой области ничего нового открыть невозможно. Здесь можно только приобщаться к «нечеловеческим» знаниям, передаваемым из поколения в поколение, от человека к человеку особыми кастами жрецов или посвященными в метафизические тайны людьми.
Что Рене Генон действительно сделал, так это дал Единой Духовной Традиции простой и понятный язык, сделав Традиционализм хорошо разработанной и точной системой. Прекрасный математик с железной логикой и ясной системой изложения, он сумел очень убедительно, эмоционально и доходчиво рассказать о восточных учениях.
«… никто, кроме нас, не излагал на Западе подлинных восточных учений; мы же делаем это так, как сделал бы на нашем месте любой житель Востока, приведи его к тому те или иные обстоятельства, то есть не в целях "какой бы то ни было «пропаганды» или «популяризации», а единственно ради тех, кто способен усвоить эти учения такими, какие они есть, не пытаясь исказить их в угоду общедоступности».
Его работы, написанные в двадцатые годы прошлого столетия («Восток и Запад», «Царь мира», «Кризис современного мира», «Великая Триада» и другие), были по-настоящему прочитаны, в том числе и в нашей стране, только спустя сорок лет, в шестидесятые годы.
Они оказали огромное влияние на европейский интеллектуальный пейзаж и на интеллектуалов начала прошлого века: Антонена Арто, Мирча Элиаде, Георгия Гурджиева, Жоржа Батая, Андре Бретона, Андре Жида и других. Идеи Рене Генона могут не нравиться, и действительно не нравятся многим, но они интересны и, самое главное, во многом подтверждаются сегодня, потому что в них есть зерно истины:
«парадоксальная, поистине «скорпионья» логика Генона имеет мало общего с академической логикой. Он не доказывает, а подсказывает, намекает, сопрягая между собой выкладки «традиционной» этимологии, обрывки древних легенд, символические параллели» (Ю.Стефанов).
В основополагающем фундаментальном труде мыслителя «Восток и Запад» философ убедительно показывает отличия традиционного восточного общества и современного западного. Отличаются они, прежде всего, разным отношением ко времени.
Западное считает, что время прямолинейно и течет всегда в одном направлении: от худшего к лучшему (идея прогресса). В традиционном обществе такой подход воспринимается крайне негативно, потому что для него время не прямолинейно, а циклично, т.к. во времени разворачивается Вечность.
Отсюда - идея Вечного возвращения и восприятие сакральных событий, таких как Рождество и Воскресение, как вечно повторяющихся. И далее Рене Генон делает убийственный вывод:
«Западная цивилизация предстает в истории как настоящая аномалия: из всех более или менее нам известных, эта цивилизация является единственной, развивавшейся в чисто материальном направлении, и это чудовищное развитие, начало которого совпадает с тем, что принято называть Ренессансом, фатально сопровождалось, как это и должно было быть, соответствующей интеллектуальной регрессией».
Яйцо мира
В связи с Вечностью и Кругом по-другому относятся в традиционном и современном обществе и к жизни человека. Для традиционного общества жизнь в этом веке не имеет реальной ценности, поскольку настоящая жизнь возможна только в Вечности.
Поэтому власть, наказывая человека в этой жизни, фактически спасает его для жизни Вечной. В западном обществе заменой Вечной жизни становятся права человека, и государство становится гарантом этих прав.
Идея Вечности, круга и особенно Центра круга занимает у Генона важное и значительное место. Центр – это сакральное место (Бог) и чем человек ближе к Центру, тем он ближе и к другим людям, а эта близость есть любовь. Идея центра – одна из самых архаических и в традиционных обществах всегда присутствует, хотя и по-разному.
«Центр есть, прежде всего, начало, исходная точка всех вещей, точка первопричины, без формы и размеров, стало быть, неделимая, а следовательно, единственно возможное изображение изначально Единого. … Центральная точка и есть Принцип, чистое бытие, а пространство, которое она наполняет своим излучением и которое существует лишь в силу этого излучения» («Идея Центра в древних традициях»)
Поэтому сближение разных Традиций возможно не на периферии круга, а только в Центре, где все Традиции сходятся в Едином Духовном Центре. Центр – это проекция Высшей сферы -вертикали - на плоскость - горизонталь. Без него нет Круга, олицетворяющего Мир.
Конец западного мира, по мнению Генона, начался с Блаженного Августина, который поставил в Центр круга человека, открыв тем самым путь к гибели и самого человека. Почему это случилось, никто не знает, но в этом закономерность:
всё проходит свои стадии развития, и каждый круг такого развития заканчивается кризисом, возникновение которого есть конец прежнего и начало нового круга. Кризис – это только падение покрывала иллюзий, открывающее путь к новому витку развития.
Но в период кризиса активизируются демонические силы, к которым относятся глобализация, как процесс нивелировки и как попытка соединить разные Традиции на периферии круга. Это и сакрализация физиологии человека или физиологизации сакрального, приводящие к потере пола и попытке превратить человека в ангела, что в конечном итоге превращается лишь в его жалкую пародию.
Гравюра с изображением Брахмы — персонификации Высшего Принципа в традиции индуизма
(Окончание здесь)
Это интересно
+22
|
|||
Последние откомментированные темы: