(Начало здесь) С 1908 года Аристарх Лентулов начинает отсчет своего бурного десятилетия, сделавшее его классиком русского авангарда. В 1908 год он пишет этапную работу «Автопортрет в красном», которой завершился поиск своего стиля. В этот же год он женится на Марии Рукиной, ставшей его музой и моделью.
Ему двадцать шесть, художник полон энтузиазма и планов, он нашел свои любимые цвета, ставшие своеобразной визитной карточкой: красно-коричневый и ярко-зеленый, присутствующие почти во всех его ранних работах.
В это время художник активно примеряет на себя французскую живопись и проходит увлечение импрессионизмом, сезаннизмом, кубизмом, футуризмом, кубофутуризмом. В 1908 году появляется явно не-лентуловская «Купальня», написанная в духе импрессионизма, а в 1909 - «Купальщицы» с явным отсылом к Сезанну.
Купальщицы. 1909
"Купальщицы" Лентулова - это гимн природе, счастью и любви, в которых у него тогда не было недостатка. Моделью для всех трех купальщиц была его любимая жена Мария. Но в 1910 году у художника появляются две картины, которые не были похожи на предыдущие. Это «Распятие» и диптих «Снятие с Креста».
«Распятие» никак не вписывалось в мажорный мир солнечного Лентулова, оно страшит, потому что наполнено ужасом происходящего. Картину запретили и сняли с первой выставки «Бубнового валета». Чтобы понять ужас, исходящий от «Распятия», следует помнить о семинаристском прошлом художника. "Рапятие" - выражение личного восприятия художником трагедии, произошедшей две тысячи лет назад.
Но в диптихе «Снятие с Креста» уже нет этого ужаса, особенно во второй части, отделенной от первой простой чертой. Во второй части диптиха Спаситель уже Воскресший, в белых одеждах, но лика Его не видно. Аристарх Васильевич не рискнул изобразить его, что для человека глубоко верующего вполне естественно.
Распятие. 1910
В 1910 Аристарх Лентулов переехал в Москву и вся дальнейшая его жизнь была связана с этим городом. Увлечение Сезанном и кубизмом привело Лентулова в Париж, где художник учится в знаменитой Академии Ла Палетт.
В Париже он увидел Пикассо и Брака, Сезанна и Гогена, но кубистические сдвиги отдельных частей предметов, сильно повлиявшие на его стиль, были, в конечном итоге, лишь формой выражения пластичности предметов.
Главными же в картинах того периода стали декоративность, музыкальность и цветоносность образов. После возвращения из Парижа Лентулов увлечется футуристической идеей совмещения цветов и их гармонизацией, наиболее ярко выраженной в картине «Война 1812».
Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года
Постепенно картины Аристарха Лентулова насыщались яркими красками, становились все более экспрессивными, вбирали в себя весь арсенал стилей, которыми с молниеносной быстротой осваивал художник. Так сформировался уникальный синтетический лентуловский стиль.
В 1913 появляется знаменитое красочное панно «Собор Василия Блаженного», в котором не сразу узнаешь тот, что на Красной площади. У Аристарха Лентулова он развернут своими яркими куполами и красками на одной плоскости со всеми его архитектурными элементами: закомарами, куполами, наличниками, окнами, узорами, звездами со всей цветовой щедростью палитры.
Собор в духе кубизма разъят на отдельные грани, каждая из которых играет своей краской. Все это великолепие кажется сплошным нагромождением, но художник хочет показать храм как чудо, замысловатое и торжественное одновременно. И это площадное чудо - и есть символ России.
Собор Василия Блаженного. 1913
Здесь есть все: народная театрализация, лубок, ярмарочная зрелищность, музыкальность. В таком же стиле написано и другое грандиозное панно «Москва» (1913). Такую Москву, по его словам, он увидел с самой высокой точки - с колокольни Ивана Великого. Тогда она предстала ему как результат многовековой истории государства Российского во всей красе и многообразии.
Через два года (1915) Аристарх Лентулов выставляет новое декоративное панно «Звон», тоже с колокольней Ивана Великого. В нем многие совершенно точно увидели полифонию пасхальных малиновых звонов. Звуковые волны в виде полукружий растекаются по всему полотну, отражаясь от центра – звонаря на колокольне.
Звуковые волны задают динамику, экспрессию, цветовую гармонию. Двоящиеся силуэты колокольни и купола храма вибрируют в такт колокольному звону, создавая впечатление, что на них играют как на струнах гитары. Несмотря на кубофутуристические сдвиги, здесь все узнаваемо: и купола, и арки, и проемы.
Звон (Колокольня Ивана Великого. 1915
И все это уходит в глубину русской иконописной традиции с ее обратной перспективой, плоскостным изображением, устремленностью от земли к небу, цветовой палитрой Красной Пасхи, невесомостью форм и монументальностью. Это еще одно подтверждение тому, что весь русский авангард вышел из русской иконы.
Красный цвет – это еще и предвестник трагических событий, которые разыграются всего через два года. Художник – это предвестник, улавливающий волны грядущего на подсознательном уровне. Аристарх Лентулов был одним из таких художников, который почувствовал надвигающуюся катастрофу.
Особенно нужно сказать о его портретах. Нельзя назвать художника блестящим портретистом, но он выработал свою формулу: писать не того, кто перед тобой, а впечатление, которое человек производит. Таковы все его портреты: С.Лобачева (1913), М.П. Лентуловой с розами (1913), жены и дочери (1915), Н.Сведонской (1915), неизвестной в голубом (1916), актрис О.Гзовской (1918) и А.Хохловой (1919), И.Малютина (1918), А.Таирова (1919-1920), Н. Соловьева и многих других.
М.П.Лентулова с розами. 1913
Портреты Аристарх Лентулов писал и после революции, писал блестяще, но со временем в них становилось все меньше кубизма и сдвигов, появился реализм и натурализм, постепенно уходили яркие звонкие цвета и глуше становилась палитра. В тридцатые годы художник и вовсе отказался от своего раннего стиля.
Несколько слов о пейзаже, которые Аристарх Васильевич любил писать, особенно городские. Это и широкий Нижний Новгород, и созерцательный Гурзуф, и совершенно необычный Сергиев Посад с уходящей в небо Троице-Сергиевой Лаврой, и, конечно, Москва.
Все творчество Аристарха Лентулова, вплоть до тридцатого года, было стремлением преодолеть ограниченность изображения на холсте, наполнить его звуком, движением, ярким светом, увести читателя за грань не только холста, но и этого мира, туда, где нет смерти.
Пейзаж. 1913
Революцию семнадцатого года Аристарх Васильевич принял с радостью, считая ее революцией бунтарей. Когда многие его друзья-художники оказались за границей, он еще какое-то время держался: на своем прежнем авторитете, на желании служить новому государству. За него был сам Луначарский и художника не трогали.
Свой потенциал он теперь все больше реализует в театре, где оформляет спектакли. В общей сложности Лентулов оформил двадцать постановок. Кроме того, он много преподает и участвовал в исполнении государственного заказа по оформлению столиц к годовщинам революции.
Аристарх Лентулов начал много ездить по стране и писать индустриальные пейзажи: «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керченский завод», «Чтение газеты», «Обеденный перерыв», «Строители комбината», многие их которых канули в Лету. Но все они получались серыми и безрадостными, даже если на лицах рабочих была улыбка. Из картин ушел цвет, эксперимент и солнце, превратившее в фон, на котором разыгрывалась трагедия страны.
Строители комбината. 1931
В чем-то Лентулов повторил судьбу поэтессы Марии Шкапской. В начале тридцатых художник перебрался на 101 километр, в поселок «Пески», где рисовал последние остававшиеся не разрушенными церкви. По этому поводу шутили, что художник ушел в пески.
Последняя прижизненная персональная выставка Аристарха Васильевича прошла в 1933 году. На ней он выставил все свои ранние работы. Наркомпрос, принимавший выставку, ни одну из них не снял. Тогда художник записал в своем дневнике: «Я выдержал экзамен". Это была одна из последних дневниковых записей гениального Аристарха Лентулова…
Солнце над крышами. 1928
Это интересно
+9
|
|||
Последние откомментированные темы: