Письменная и устная речь – две взаимодополняющие грани единой культуры, но мало кто задумывался, как письменная культура, сменившая устную, повлияла на мышление и общественное устройство. А изменения были колоссальными, прежде всего, в гендерных отношениях - между мужчиной и женщиной.
Мир, в котором мы живем, весь пронизан письменностью и трудно представить, что когда-то он обходился вовсе без алфавита и печатного слова. Изобретение грамоты породило огромные изменения в истории человеческой культуры, процветавшей на протяжении тысячелетий без буквы.
Безусловно, письмо и изобретение печати, сыграло огромную роль в развитии общества, но мало кто задумывался над негативными последствиями этих изобретений. Обучение грамоте фактически перекоммуникатировало мозг с правого полушария на левое, сделав преобладающим логическое мышление над образным, мужское – над женским, нарушив при этом целостность его функционирования.
Впервые вопрос о негативных последствиях печатного слова поставил американский хирург Леонард Шлейн, автор сенсационной книги «Алфавит против Богини: Конфликт между словом и образом» (1998). В ней он с разных сторон рассматривает проблему соотношения устного слова и буквы, письменной и устной речи, утверждая, что с изобретением алфавита произошло переформатирование не только мозга, но и общества.
Самое главное - в результате распространения письменности общество стало иерархическим, состоящим из господ и рабов, где одна часть населения эксплуатируется другой, малограмотные оказались в подчинении у тех, кто имел доступ к грамоте и букве. Второй вывод, не менее значимый: в обществе утвердился патриархат и женоненавистничество, потому что нарушился баланс.
Ученые в подавляющем большинстве были мужчинами, которые стали определять направление развития общества, а женщины не допускались ни к медицине, ни к физике, ни к математике. В России женщины не допускались даже к поступлению в высшие художественные заведения.
Но тем не менее, из всех священных коров, которые пасутся на ниве культуры, грамотность – самая священная. Преимущества грамотности настолько бесспорны, что никакая критика в ее адрес просто немыслима. Но известно, что медаль имеет две стороны, а значит и грамотность имеет не только светлую, но и темную сторону.
Одна из них – утверждение патриархального общества, в котором первенство принадлежит мужчинам. Особенно это заметно в странах с сильно выраженной религиозной направленностью: христианской, арабско-мусульманской, иудейской. Грамотность, как только она возникла, стала в первую очередь достоянием мужчин, которым легче даются логические формы познания мира.
И это уменьшает значимость в обществе женщины, которая оказалась в рабском подчинении у мужчин, а следовательно то, что ассоциируется с женской сущностью (образность мышления), теряли свою значимость. Шлейн определяет женское мировоззрение как целостное, синхронное, синтетическое и конкретное, а мужское - как линейное, последовательное, редукционистское, для которого характерно абстрактное мышление.
Такая поляризация общества на мужское и женское, где второе находится в подчиненном положении у первого, является искусственной и порождена появлением письменности и алфавита. Изначально человек обладает в равной мере и логическим, и образным мышлением, которые существуют как две половинки колокола, как волна и частица в теории света, как инь и янь, уравновешивающие друг друга.
Не случайно в даосской философии одним из главных символов является круг, в котором женское и мужское начало сбалансированы и образуют единое целое, но на западе в результате появления письменной культуры и алфавита, этот баланс был нарушен в сторону мужского. Сдвиг произошел в предыдущие века, но его последствия никуда не делись, хотя изобретение телевизора, компьютера, цифровой технологии постепенно выправляет этот негативный крен.
Дописьменные культуры и общества (ирокезы в Северной Америке, жители Полинезии, африканские племена и многие другие народы) имели между мужчинами и женщинами значительно более гармоничные отношения. Женоненавистничество и патриархат – результат появления алфавита и распространения грамотности.
Все люди рождаются с правым и левым полушарием, но окружающая среда и культура усиливают одни нейронные связи и ослабляют другие. Например, в России леворуких упорно переучивали в праворуких, т.к. правая рука в христианстве, и особенно в православии, считается рукой Богоугодной: ею крестятся, на правой руке носят обручальное кольцо и Господь по Вознесении сел одесную (справа), а не ошуюю (слева)
Среда формирует образ, каким ребенок научается воспринимать мир и интегрировать информацию. Детей начинают учить читать и писать чуть ли не с трех-четырех лет, формируя у ребенка приоритет письменного освоения мира. Другими словами, возникнув, грамотность прочно укоренилась в культуре, вытеснив из нее устную речь и образное мышление.
Запад, например, считал Россию безграмотной и отсталой, а некоторые и сегодня так считают, особенно «либералы», хотя благодаря именно такой «отсталости» Россия сохранила образное восприятие мира, а русская культура – одна из самых ярких и своеобразных. Запад с его логикой и стремлением все познавать только разумом, запуталось в алфавитных тенетах и никак не может выбраться из них.
Но постепенно ситуация меняется, преподаватели, например, давно поняли, что обучение идет значительно быстрее, если предмет визуализировать, примерно так, как делает Анна Биловицкая, рисунки которой я размещала в тексте «Говорить по-русски».
Мои лекции все были переведены на слайды с рисунками. Без кодоскопа я не работала, потому что визуальный образ схватывается целиком и запоминается с первого раза. Психологи такое целостное восприятие образа называют гештальтом.
Чтение же работает по другому принципу: последовательно-линейному. Восприятие смысла и значения предложения зависит от того, как оно читается, где стоят знаки препинания, как оно структурировано и т.д. Алфавит состоит из символов, которые сами по себе, вне слова и предложения, не имеют смысла. Они – абстрактны.
Для восприятия деревьев и зданий через образы мозг использует целостность и одновременность, а чтобы представить значение написанного слова, мозг использует последовательность, анализ и абстракцию. Первое – женский способ освоения мира, второй – мужской.
Это же расхождение характерно и для духовной жизни. Те страны, которые называются «колыбелью цивилизации» (Месопотамия, Египет, Китай и Греция), поклонялись богиням, но уже в V веке н.э. их заменили мужские боги. Особенно сильное влияние оказала Библия. Ветхий Завет – первая книга, написанная с помощью алфавита, и это имело колоссальное влияние на развитие цивилизации.
Евреи были самым грамотным народом. Среди евреев не было ни одного безграмотного мужчины. Мальчиков отдавали учиться в синагоги с трех лет, чтобы они умели читать Ветхий Завет с самого юного возраста. Моисей получил Декалог (десять заповедей) не только устно, но и написанным на скрижалях, чтобы их можно было увидеть и прочитать. Спрос на грамотность у евреев был всегда.
При этом у них существовал запрет на изображения. Поэтому мышление евреев логически очень развито и не случайно среди них так много ученых, в том числе и нобелевских лауреатов. Кроме того, в прежние времена евреи часто оказывались единственными, кто мог читать указы и постановления монархов, правильно рассчитать налоги, считать деньги и т.д., что вынуждало многих обращаться к ним за помощью, даже когда не хотели. Это прождало антисемитизм и ненависть.
Ветхий Завет – основа трех мировых религий: ислама, иудаизма и христианства, эту книгу читают уже три тысячи лет, и именно она является основой и оплотом патриархата и патриархального общества. Всякий раз, когда буква начинает доминировать над образом, патриархат неизбежно усиливается. В настоящее время он начинает сдавать свои позиции под давлением, прежде всего, Интернета.
Сегодня формируется совершенно иная среда, в которой образ имеет гораздо более сильное значение, чем грамотность. Телевидение, компьютеры, смартфоны, ютьюб, фотография, видеокамеры, комиксы - словом, визуальная философия и визуальная культура только набирают темп и привлекательность, и за ней - будущее..
Произошла революция, которая запустила новые процессы, основанные на правополушарном, женском, восприятии мира. Компьютер произвел сдвиг от монолога к диалогу, сделав общение интерактивным, тем самым уравняв мужчину и женщину. Мужчины стали массово осваивать машинопись, что раньше считалось «бабской» профессией – стучать на пишущей машинке.
Кроме того, печатают обеими руками, что задействует в равной степени правое и левое полушарие. И это также не способствует укреплению патриархата. Словом книга «Алфавит против Богини» и другие книги Леонарда Шлейна - очень занимательное и интересное чтение, которое дает пищу для размышлений: что было и что нас ждет. Прогресс не остановить, и он работает против мужчин и за женщин, стремясь к равновесию мужского и женского начала, мужчин и женщин, и это процесс объективный и неотменяемый.
Это интересно
+18
|
|||
Последние откомментированные темы: