Неопалимая купина – это История из Ветхого Завета, рассказывающая о призвании восьмидесятилетнего Моисея к спасению еврейского народа. Купина представляла собой низкорослый терновый куст, не отличавшийся ни ростом, ни плодородием, символ всего низкого и недостойного. В данном случае - забитого израильского народа, подвергавшегося египтянами унижениям и мучениям.
Моисей, выросший в доме египетского фараона и бежавший из Египта сорок лет назад из-за убийства надсмотрщика-египтянина, в это время служил у своего тестя простым пастухом. Заботой старца было накормить стадо и сохранить его. Однажды он решил погнать овец на вершину горы Синай (Хорив): травы там было много, она была особенно сочной.
В народе существовало поверье, что эта гора - место, где живет Бог, и поэтому никто из пастухов не рисковал и не пас на ней свой скот, а Моисей дерзнул. Однако, как только он вступил на гору, ему представилось чудесное и необычное видение: горящий куст терновника, горевший, но не сгоравший.
Огонь был сильным и высоким, но ни сам куст, ни трава, ни цветы вокруг него, ни зеленые листья купины не сгорали, оставаясь невредимыми. Тогда он решил подойти поближе и посмотреть на это чудо: почему всё горит, но при этом всё остается целым и невредимым.
Критская (Греческая) икона "Неопалимая Купина". XVI в. Наверху Моисей, принимающей от Бога скрижали. Внизу слева - Моисей-пастух увидевший горящий куст на горе Синай. Внизу справа - Моисей-пророк
Но как только Моисей приблизился к этому чудесному месту, из горящего куста явился Ангел и раздался Голос, поразивший его еще больше, чем несгораемый куст. Голос назвал Моисея по имени и обратил внимание на дерзость, с которой он, простой смертный, посмел прийти на Святую гору и приблизиться к Неопалимой Купине.
Ангел просил не подходить ближе и потребовал снять обувь, т.к. это место святое. Моисей не только разулся и не стал приближаться к несгораемому кусту, но и накрыл лицо платком, т.к. боялся смерти, которая, по еврейским поверьям, обязательно наступит, если кто-то увидит Ангела.
Позднее именно поэтому молодая дева Мария, увидев Архангела Гавриила, от страха забилась в угол и не могла произнести ни слова. Моисей, однако, был избранником вовсе не для смерти, а наоборот – для спасения от смерти и издевательств евреев, что в будущем принесет ему славу и почести.
Но для этого, продолжал Ангел, Моисей должен вернуться в Египет, из которого бежал, убедить еврейский народ покинуть страну, в которой он жил уже четыреста лет, потом потребовать от фараона, чтобы тот отпустил евреев-рабов из своей страны.
Для Моисея, простого пастуха, не имевшего никакого влияния ни на кого: ни на евреев, ни на египтян, ни, тем более, на фараона, было безумием согласиться на выполнение такого Божественного плана, но об этом – в следующий раз. Сегодня - вовсе не об истории Моисея, а о том, как толкуется образ Неопалимой Купины в Новом Завете, в православии и как он воплощается в русской иконографии.
Отцы Церкви в Ангеле видят Бога-Отца, некоторые говорят о Сыне-Боге, а Неопалимая Купина являет собой и прообразует Таинство Боговоплощения и Деву Марию, вместившую Невместимого Бога. Неопалимая купина - символ вечного Приснодевства Богородицы, бывшей Девой до Рождества, осталась Девой во время Рождества и пребывала Девой после Рождества.
На этом догмате и богословском толковании образа Неопалимой Купины основана русская иконография, канон которой окончательно утвердился к XVI веку. В каноне главный акцент сделан даже не столько на Приснодевстве, сколько на заступничестве Богородицы за людей перед Сыном и как в этом заступничестве служат Им силы Небесные и земные.
Образ «Неопалимой купины» - один из самых почитаемых в народе. Ему молятся при пожарах о спасении от огня, икону обносят с молитвой при пожарах вокруг не сгоревших изб. Поэтому в последнее время рядом с пожарными частями возводят часовни, посвященные «Неопалимой Купине».
Современная икона "Неопалимая Купина"
Существует около ста пятидесяти образов этой иконы, которые иногда очень сильно отличаются друг от друга: какие-то иконы изображают буквальную историю Моисея и Неопалимой Купины, другие - соединяют ветхозаветную историю с новозаветным ее толкованием; есть только новозаветные иконы с толкованием Неопалимой Купины как образа Богородицы;
есть простые иконы «народного» письма, есть очень сложные, прочитать которые не удается до конца даже специалистам-богословам. О сложности прочтения иконы простым народом говорил московский митрополит Филарет, один из самых умных и образованных русских богословов.
Рассмотрим икону подробнее. В ее центре – овальная или круглая мандорла, окружающая Богородицу с восседающим на Ее коленях Богомладенцем. Богородица часто изображается с лестницей в правой руке, а в самых сложных вариантах – с горой и стеной Небесного Града Иерусалима, за которой стоит Спаситель в архиерейском облачении.
Это всё образы Богородицы, присутствующие в Ветхом Завете: камень, отвалившийся от горы, лестница Иакова, по которой ангелы спускаются на землю и поднимаются на небо, и врата из ведения Иезекииля, которые открываются только раз, а потом навсегда закрываются.
Мандорла вписана в два пересекающихся четырехугольника с вытянутыми в разные стороны и заостренными концами. Внутренний четырехугольник – всегда синий или зеленый. Зеленый цвет – символ жизни, Святого Духа и в то же время вечного цветения, вечной девственности Богородицы.
Синий – цвет Небесный, мистический, цвет Вечности. Синий четверик наполнен небесным воинством (серафимами, началами, престолами и т.д.) и ангелами – повелителями стихий, служащие Богородице и Ее Сыну.
Красный ромб олицетворяет огонь, в которым горела, но не сгорала Купина. По краям красного ромба слева направо находятся либо четыре евангелиста, либо их образы, присутствующие в Апокалипсисе: Матфей (человек или Ангел), Марк (орел), Лука (телец) и Иоанн (лев).
Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: "Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо есть мы рабы. Да не постыдимся". Возобновлен в 1835 апреля 2 день .
Если в лучах красного четверика присутствуют только символы евангелистов (ангел, орел, телец и лев), то тогда стрелы ромба указывают на образы евангелистов или на образы пророков, которые имели видения Богородицы: верхний левый угол – Моисей и видение Неопалимой Купины, правый верхний – Исайя с видением Серафима с раскаленным углем;
нижний правый – сон Иакова с видением лестницы, соединяющей небо и землю, как соединила их своей жизнью Богородица; наконец, в левом нижнем углу – видение Иезекииля о закрытых вратах. При пересечении четырехугольники образуют восьмиконечную звезду, в центре которой находится Богородица с Сыном.
В двухлепестковых облаках, окружающих красный ромб, изображаются различные Духи: Премудрости, Разумения, Страха, Всеведения и другие. Иногда в них изображаются Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил и другие с соответствующими им знаками.
Нагруженность и даже перегруженность иконы знаками, символами и аллегориями дает простор фантазии иконописцев, которые могут создавать разные варианты «Неопалимой Купины»: от простых до очень сложных. Но всегда при этом сохраняется основа иконы: мандорла с Богороцией и два перекрещивающихся ромба с вытянутыми концами, которые делает икону узнаваемой, какой бы сложной она ни была.
Это интересно
+20
|
|||
Последние откомментированные темы: