Ах, что за прелесть эти вальдорфские куклы! Не хочется выпускать из рук, стою и разглядываю каждый шовчик на ловко сидящем платьице. Задираю юбчонку на кукле, это очень важно для кукольника - разглядеть обработку шовчиков, фасон забавных штанишек под платьем. Как говорила одна из первых моих преподавательниц по швейному делу: «Воруйте глазами!»
Не так просто расстаться с такой игрушкой: она мягкая, уютная, даже тёплой кажется, хочется тискать её, прижать к щеке, уснуть с ней вместе. Увидев впервые эту куклу на выставке, очень долго не могла отделаться от мысли, что уже переживала подобные ощущения.Память эта мучила какими-то обрывками тактильных моментов очень далёких, но не нафантазированных, а точно когда-то испытанных мной.
И вспомнила. Вспомнила!!! Это было в Сибири. Маленькая деревушка в Красноярском крае. Мороз сорок градусов и по радио было объявлено, что дети в школу не идут. Гора за огородами стала похожа на муравейник, столько детей прибежало с санками и лыжами. Как можно было пропустить выходной среди недели? Надо сказать, что морозы в Сибири переносятся гораздо легче, чем в Татарстане, к примеру.
Итак, мне - лет десять, брату - восемь. Мы покатались с горы и по дороге домой, переходя через замёрзший мосток, братишка провалился в полынью. Там деревенские поили скотину. Мелко, но мокро! В мокрых штанах домой идти нельзя, попадёт от мамы. И мы, недолго думая, забежали в избушку к двум сёстрам-старушкам обсушиться, погреться.
Это было так естественно - зайти в любой дом и знать, что примут и чаем напоят. Бабушки заохали, захлопотали. В избушке тесно было, а нас-то четверо, а то и пятеро. Остро вспоминается запах нафталина, значит, сундуки перебирали.
Интерьер в стиле "Шебби шик"
Стол был заставлен невиданными вещицами: резными рамочками, веерами, всевозможными шкатулочками и коробочками, статуэтками, различной вычурной посудой. Я никогда не видела именно таких вещей, сказочных, в моём детском восприятии. Сейчас бы сказали – в стиле «шебби шик». А сверху всего этого великолепия лежала она.
Она!!! Тряпичная кукла с длинными косами, в платье в мелкий цветочек с крошечными пуговками, в капоре с лентами. Кружевные носочки и вязаный жакет, вышитый розочками «рококо». Конечно, я взяла её в руки и изумлению моему не было предела. Это была она – вальдорфская кукла, с вышитыми глазками. Потом мама мне объяснила, откуда взялись эти чудесные штучки у деревенских старушек.
Оказывается, они были ссыльными немками, которые вынуждены были переехать в Сибирь в первый год войны с Поволжья. Считаю, что эти прекрасные вещицы, которые я увидела у них и положили начало формированию задатков вкуса маленькой девочке, коей тогда была. Я стала бегать к ним часто и мне позволяли перебирать все побрякушки, разглядывать салфетки и дорожки.
Вальдорфская кукла. Взято отсюда
С тех пор люблю молочники и маленькие фарфоровые доски (для сыра, поясняла бабушка Оля). Но куклу мне больше не дали ни разу. И сколь дипломатично я не заводила разговор о ней, но старушки с ещё большим акцентом говорили, что не понимают, о чём я, и подсовывали мне что-то интересное из шкатулки. И правильно, что не дали. Куколка была из нежного бежевого трикотажа.
Ох, затёрла бы, затискала я эту очаровашку! (Автор текста: Любовь Даутова)
Из истории вальдорфских кукол. В начале ХХ века на юге Германии работники табачной компании «Вальдорф Астория» были недовольны уровнем образования в детских садах и школах. Система муштровки и зубрёжки не способствовала творческому развитию детей.
И владелец компании Эмиль Мольт, человек прогрессивный и отзывчивый, решил создать новый тип школы, которая должна отличаться уважительным отношением к учащимся и способствовать гармоничному гуманному воспитанию подрастающего поколения.
Педагог-новатор, эзотерик, теософ и антропосоыф Рудольф Штайнер по просьбе Эмиля Мольта разработал первую программу вальдорфской школы, которая была одобрена в 1919 году министерством образования и культуры.
Новая школа под руководством Мольта была построена в течение года. Сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских школ, в том числе и в России. Последователями этой системы были Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Андрей Тарковский, Михаил Чехов и другие.
В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка. Вся методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу, народной культуре и природе.
В вальдорфских учреждениях детям предлагают участвовать в разнообразных видах деятельности, подражание которым развивает у них креативное мышление, логику, мелкую моторику рук, внимание и прочие способности и навыки.
Это может быть рукоделие, покраска шерсти, изготовление игрушек, ткачество и т.д. При этом детей не заставляют принимать участие в выше перечисленной деятельности. Педагог начинает заниматься каким-то увлекательным делом, а малыши постепенно включаются в творческий процесс.
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая - педагогическая - кукла, специально разработанная для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе Антропософского учения о человеке, что является источником критики этой системы.
Иногда вальдорфских кукол называют «штайнер-куклами» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера. Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на формирование особой педагогической среды, гармонично влияющей на развитие ребенка.
Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа - и только вручную, по особой технологии, чаще всего без использования швейной машины.
Это интересно
+36
|
|||
Последние откомментированные темы: