Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

«Страсть земная нас уносит в небеса»: Булат Окуджава в воспоминаниях женщин, которых он любил

 

 

Булат Окуджава и Наталья Горленко

«Сто раз я нажимал курок винтовки, а вылетали только соловьи…» – наверное, эти строки из стихотворения Булата Окуджавы как нельзя лучше характеризуют автора, которому 9 мая исполнилось бы 92 года. Советская пресса обвиняла его в пацифизме и пошлости, а влюбленные женщины видели совсем другим: «мягким, романтичным, импульсивным». Таким, каким он был на самом деле. Только с теми, кого любил сам. Неизвестный Булат Окуджава в воспоминаниях женщин, которые оставили след в его жизни, – далее в обзоре.

Булат и Лёля учились в двухэтажной деревянной школе. Жили одноклассники в Вагонке – жилом районе Нижнетагильского вагоностроительного завода. Ольга Николаевна вспоминает: «С Окуджавой мы учились всего один год – в четвёртом классе. Честно признаться, к Булату я тогда относилась так же, как и ко всем мальчишкам. Темнело зимой рано, а электричество в нашей школе часто гасло. Когда класс погружался в кромешную тьму, Окуджава стремительно мчался к моей парте. Садился рядом, робко прижимался плечом и молчал. За целый год он так ничего мне и не сказал. В пятом классе Булат перешёл в другую школу, и наши пути разошлись».

 



Булат Окуджава и его вторая жена Ольга Арцимович

Вторая жена Окуджавы Ольга Арцимович, с которой он прожил в браке около 35 лет, так вспоминает об их первой встрече: «Ведь я жила очень замкнуто, в семье физиков, в их кругу; с литераторами не дружила. Когда Окуджава только начал входить в славу, мой дядя его позвал в гости – попеть. Вот тогда я Булата увидела впервые. Вошел гений, и все. Жена не имеет права говорить о муже в таких выражениях. Но я тогда в самом деле понятия не имела, кто он такой, и потому с полным правом подумала: вот гений. И никогда с тех пор этой точки зрения не изменила».

 



Булат Окуджава, Ольга Арцимович и их сын

Наверное, никто не знал его лучше, чем Ольга: «Героический пафос вообще ему не присущ: он любил подчеркивать свою субтильность, хрупкость, комизм, неуклюжесть – отсюда все эти кузнечики и муравьи среди сплошных советских орлов и соколов. Но при том, что он избегал рассказывать о войне, она у него почти в каждом стихотворении, вплоть до самых поздних. Я думаю, арест родителей и война были травмами, которые он до конца не изжил, да и можно ли было? И не простил ничего. Вот я говорю сейчас о том, что он сознательно себя принижал... но это тоже неверно, потому что в нем всего было намешано – в этом все дело. Он был все-таки кавказец. Гордый кавказец. С гипертрофированным чувством собственного достоинства. Муравей муравьем, а панибратства он никому не позволял и вообще был довольно смелым парнем. Смелость его была фаталистической природы, он вообще был фаталист – не любил активно менять свою жизнь, будь что будет, решений не любил принимать... Но когда судьба его ставила в предельные обстоятельства – он не уклонялся».

 



Булат Окуджава и Наташа Горленко, которую он нежно называл *Птичкин*

Наталья Горленко была моложе Окуджавы на 31 год. Оба были несвободны, оба писали стихи и выступали с авторскими песнями. «...Сейчас всё, что было между нами, я ощущаю острее, чем в те годы. Тогда наша жизнь была просто сумасшедшей. Почти два года скрытого подпольного существования, от людских глаз, от соглядатаев, от близких и ему и мне людей. Мы постоянно куда-то неслись, меняя поезда и машины. Особенно он раскрывался, когда мы уезжали из Москвы. В дороге, в вагонах, в бесконечном мелькании телеграфных столбов... Он даже стихотворение на эту тему написал: «Все влюблённые склонны к побегу...» Но как только мы приближались к Москве, он становился мрачным, грустнела и я. В Москве всё было другое...».

Наталья вспоминает: «Впервые услышав, как я пою – сказал решительно: «Все, теперь я буду выступать только с тобой». И мы стали ездить на гастроли уже вместе. Так что скрывать наши отношения не было никакой возможности». «Его письма божественны. Много в них и о любви. И всё написано не просто от нечего делать, а серьёзно. Да, была в нём и сентиментальность… Поэт… Мягкий, романтичный, импульсивный».

 



Таким поэта видели женщины, которых он любил, таким же настоящим он был в своих стихах.

«Эта женщина в окне»: стихи Окуджавы, ставшие романсом

Романс Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы так понравится кинематографистам, что прозвучал в двух картинах. Впервые песня была исполнена в военной мелодраме «Законный брак» Альберта Мкртчяна, а почти через 10 лет в фильме Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне».

Не сольются никогда зимы долгие и лета:
У них разные привычки и совсем несхожий вид.
Не случайны на земле две дороги — та и эта.
Та — натруживает ноги, эта — душу бередит.

Эта женщина в окне, в платье розового цвета,
Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слез,
Потому что перед ней две дороги — та и эта.
Та прекрасна, но напрасна, эта, видимо, всерьез.

Хоть разбейся, хоть умри, не найти верней ответа.
И куда бы наши страсти нас с тобой ни завели,
Неизменно впереди две дороги — та и эта,
Без которых невозможно, как без неба и земли.

 

 

 Источник  http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post390450489/

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+26

10.05.2016
Пожаловаться Просмотров: 2727  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены