Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства.
Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста
перед Пасхой.
И среди них только одна женщина — Преподобная Мария.
Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды.
Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого Поста оно ещё и целиком
прочитывалось в Церкви.
С чем это связано?
Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание
о неиссякаемой любви Бога к человеку.
Пр.Мария Египетская со сценами Жития, 18 в.
икона с клеймами из Жития пр.Марии Египетской
Житие святой Марии Египетской, автором которого стал Иерусалимский патриарх Софроний, нашло свое отражение в богослужении и иконописи.
В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.
В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской. Он адаптирует их, приписывает Марии Магдалине некоторые из черт Марии Египетской.
В «Золотой легенде» Мария Магдалина изображена как раскаявшаяся блудница, которая, придя ко Христу и осознав свою греховность, подвязалась в посте и молитве в пустыне. Тридцать лет ангелы ежедневно приносили к ее пещере, где она жила, просфоры.
«Золотая легенда» вдохновляла скульпторов и живописцев эпохи Возрождения. Поэтому то Мария Магдалина у скульптора Донателло, в картине Тициана, внешне напоминает Марию Египетскую. В Евангелии ничего не сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу
Образ Марии Египетской нашел отражение и в литературе Нового времени. Мотивы ее жития встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского, и у Замятина.
14 апреля по новому стилю , а также в воскресенье пятой недели Великого поста Русская Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской.
В 1912 году поэт Серебряного века, писатель и композитор Михаил Кузьмин в поэтических строках пересказал житие святой Марии Египетской и подарил его на день ангела 1 апреля своей знакомой, Марии Замятиной.
«Ведь Марию Египтянку
Грешной жизни пустота
Прикоснуться не пустила
Животворного креста.
А когда пошла в пустыню,
Блуд забыв, душой проста,
Песни вольные звучали
Славой новою Христа.
Отыскал ее Зосима,
Разделив свою милоть,
Чтоб покрыла пред кончиной
Уготованную плоть.
Не грехи, а Спаса сила,
Тайной жизни чистота
Пусть соделает Вам легкой
Ношу вольного креста.
А забота жизни тесной,
Незаметна и проста,
Вам зачтется, как молитва,
У воскресного Христа,
И отыщет не Зосима,
Разделив свою милоть:
Сам Христос, придя, прикроет
Уготованную плоть».
Наиболее распространены три образа святой Марии Египетской:
1. Образ в житии – в клеймах рассказывается о самых важных эпизодах ее жизни, а в центре изображена сама святая Мария Египетская.
2. Образ святой Марии молящейся Христу или Богородице.
3. Встреча святой Марии в пустыне со старцем Зосимой и причащение св. Марии.
картина св.Мария Египетская худож. Мария Хосе де Рибера 1651
Икона с клеймами,17 в.
Согласно традиции преподобная Мария Египетская изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Это связано с обстоятельствами её жизни: преподобный Зосима нашел её в пустыне совершенно обнаженной и дал её часть своего гиматия, чтобы прикрыть наготу.
Святая может быть изображена с руками, скрещенными на груди, с жестом говорения или с двумя раскрытыми ладонями.
современный иконописец Красавин Сергей Сергеевич
Традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм.
Руки, скрещенные на груди, вероятнее всего, представляют собой изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим к Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».
фрагмент храмовой росписи с изображением пр.Марии Египетской
Две ладони раскрытые на груди некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати,
другие – как молитвенное обращение к Богу.
современная иконописец
Варфоломеева-Кунина Марина Алексеевна
Часто прп. Мария Египетская изображается со святым Зосимой в сценах, которые описаны в иконописном подлиннике следующим образом: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» (Филимонов. Иконописный подлинник.).
Сюжет «Причащения Марии» в миниатюрах рукописей.
На миниатюрах рукописей история Зосимы и преподобной Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири. Например, в Киевской Псалтири (1397 г.) соединены два события, разделенные годом: встреча в скалах (Зосима отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду); ниже - на берегу Зосима причащает Марию. Так иллюстрируется 118 псалом «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем», общее содержание которого можно определить как «исповедание горячей и всеобъемлющей любви к закону Божию», и образ отшельницы Марии, видимо, явился для миниатюристов, украсивших псалтыри, наиболее ярким образцом кардинального изменения жизни и крайней степени духовного подвига.
Миниатюры Киевской псалтыри 1397 г., л. 175 об. (ил. к пс. 118)
Св. Мария Египетская со сценами жития. Начало XIX века. Палех.
Музей Метрополитен: Маркантонио Франческини -
Последнее причастие Святой Марии Египетской
в теме использован текст из ж."Фома"
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+18
|
|||
Последние откомментированные темы: