Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030102802

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Гравированные портреты

Дмитрий Ровинский вошел в российскую историю  не как юрист и реформатор судебной системы 1864 года, а как профессиональный историк искусства и русский коллекционер - основоположник науки о русском искусствоведении, а то, что сделано им в области  гравероведения, вообще бесценно. 

Без трудов Ровинского по русской гравюре, русским гравёрам, русскому гравированному портрету, русской народной картинке, а также гравюрам западноевропейских школ и офортов Рембрандта, собранных русским коллекционером, сегодня ни один специалист в этой области не обходится, ни в нашей стране, ни за границей.

Справочники, исторические обзоры развития гравировальных техник, монографии, каталоги, библиотека по истории гравюры – все началось с него. С самого начала Дмитрий Ровинский ставил перед собой единственную цель – просветительскую, для которой надо было создать базу, собрать материал и привлечь к ним внимание специалистов.

russkij_kollekcioner2

Портрет А.Меншикова, в шубе и меховой шапке, с топором в руках: " Бог смирил меня" Из коллекции Д.А.Ровинского

Многотысячная коллекция его гравюр началась со сбора западных образцов, в частности – с гравюр Рембрандта, но совет дальнего родственника М.П.Погодина – собирать все русское, потому что оно никем не ценится, и его не берегут – сыграл решающую роль.

А в придачу к этому наставлению Погодин передал молодому человеку для разбора небольшой сундучок, где находился архив  Штелина, среди бумаг которого оказалось несколько  гравированных портретов и лубочных  картинок. Они и положили начало грандиозным коллекциям Дмитрия Ровинского.

Правда, легендарным русским коллекционером Дмитрий Ровинский стал не сразу. Поначалу он собирал народные картинки без особого энтузиазма, и мало отличал их друг от друга по качеству, считая, что они не представляют никакой художественной ценности. Как, впрочем, и русские гравюры, которые считал слепым подражанием западным.

russkij_kollekcioner

Екатерина II. Из коллекции гравюрных портретов Д.А.Ровинского

Так длилось до тех пор, пока он не погрузился в тему с головой, а народная картинка стала его волновать не меньше, чем офорты Рембрандта. С годами «насмотренность» начала формировать его художественный вкус. Так постепенно из дилетанта он превращался в профессионала в области истории русского изобразительного искусства, русской истории, русского фольклора и русской этнографии.

Только перечень многотомных трудов, альбомов, статей и исследований Дмитрия Ровинского займет немало места. Его фундаментальными исследовательскими трудами стали:

«Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств», «Словарь русских гравированных портретов», «Русские народные картинки», «Подробный словарь русских граверов и их произведений ХVI-XIX вв».

Последний, появившийся  вскоре после смерти автора в 1895 году, стал итоговым и посмертным памятником полувековому подвижническому труду ученого.  Самого Дмитрия Ровинского тоже можно считать памятником русской культуре: безмерно любивший свой народ, его мудрость, лукавство, юмор и обычаи, он пятьдесят лет с энтузиазмом русского патриота занимался изучением всего русского.

russkij_kollekcioner3

Граф Алексей Григорьевич Орлов. Из коллекции Д.А.РОвинского

Трудолюбие, страстность, дисциплинированность и строгость по отношению к самому себе, привитые  отцом еще в детстве, дополнились и развились в ходе личной юридической практики, приучившей к внимательному изучению всякого дела, строгому документированию деталей и к ответственности за принимаемые решения.

Эти качества не только способствовали его успешной карьере как прокурора, но и становлению Дмитрия Александровича как блестящего знатока русской истории и русской жизни. Собирая народные картинки, иконы и гравированные портреты, он обошел почти все Подмосковье, восток  и север страны, а когда стали позволять должность и средства, объездил всю Европу, побывал в Индии, Китае, Марокко, Египте, Иерусалиме, Японии….

А настоящее коллекционирование началось с «Общества утаптывания дорог», как называли себя Иван Забелин и Дмитрий Ровинский с присоединившимся к ним братом Николаем. В поисках русской старины они обходили пешком все местные деревни и поселки, собираясь в походы уже с Пасхи: Кунцево, Коломенское, Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевский монастырь, Сергиев Посад.... И так далее.

russkij_kollekcioner5

Дмитрий Самозванец. Из коллекции Д.А.Ровинского

Один из самых больших походов в Переславль-Залесский длился две недели, в течение которого друзья ежедневно проходили по тридцать верст, питаясь черным хлебом и квасом. Во время походов делались зарисовки домов, церквей, местности, записывались обычаи,  встречи, разговоры. Так складывалась бесценная коллекция Ровинского.

Наибольшие трудности при сборе возникали с иконами, которые их владельцы, особенно староверы, не хотели отдавать. Приходилось уговаривать и объяснять,  что икона не только предмет поклонения и молитвы, но и произведение искусства, требующее изучения. С иконами Дмитрию Ровинскому вообще не повезло.

Свое первое серьезное исследование, предпринятое в двадцать девять лет (1852), русский коллекционер начал именно с истории русской иконографии. Первая рукопись Ровинского по истории русских школ иконописи, казалось, ничем не отличалась от предыдущих исследований в этой области.

russkij_kollekcioner4

Петр I. Из коллекции Д.А.Ровниского

Привыкший все доказывать только документами и подтверждать каждое слово фактами, Ровинский попал в капкан собственной профессиональной дотошности: его основной вывод о том, что никакого византийского эталона, которому, якобы, следовали русские иконописцы,  в принципе не существовало.

А потому и возрождать мифический, никому не ведомый  «русско-византийский стиль» нет никакой возможности. Более того, он показал на фактах, что царские живописцы, тот же Симон Ушаков, всегда отступали от греческо-византийских образцов. В процессе работы Дмитрий Ровинский впервые начал атрибутировать иконы, используя метод их стилистического анализа.

Он описал подробно все стадии создания иконы, как возникают подделки, как осуществляются «починки» икон и т.д.. Обо всем этом ему рассказывали в его бесчисленных экспедициях и беседах мастера-иконники. А главное, в приложении к труду он публикует 142 рецепта изготовления красок для икон, которые выписывал из иконописных подлинников.

russkij_kollekcioner6

Екатерина I. Из коллекции Д.А.Ровинского

Это и сделало книгу востребованной всеми иконописцами вплоть до наших дней. Но книга  была запрещена, через четыре года, в урезанном виде, все-таки опубликована, а в полном объеме вышла только спустя полвека – в 1903 году.

Но именно эта книга стала новым этапом в изучении иконописных школ и древнерусской живописи. Вместо общих рассуждений здесь впервые были представлены реальные документы и факты, на основе которых была возможна их систематизация и обоснованные выводы.

Раньше все было наоборот: сначала выдвигалась какая-то версия, которую потом иллюстрировали отдельными образцами икон. В результате неудачи, которую потерпел русский коллекционер в русском иконоведении, Дмитрий Ровинский уже никогда не возвращался к этой теме.

russkij_kollekcioner7

Царь Борис Годунов. Из коллекции Д.А.Ровинского

(Окончание следует)

Тина Гай

Это интересно
+26

12.03.2016
Пожаловаться Просмотров: 2514  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены