Доктор Гааз ( Фридрих Йозеф Гааз (Haas)) родился в августе 1780 г. в немецком городке недалеко от Кельна. Но именно его называют первым в числе десяти лучших русских врачей: немца, а не русского, католика, а не православного. Странно, что именно он, приехавший в Россию из чужой страны, принял близко к сердцу то, что многими тогда воспринималось как норма.
Воспитанник католической школы, впитавший традиции христианского милосердия, в России он увидел поле для благотворительной деятельности, но случилось это далеко не сразу, а только через двадцать шесть лет. Философ, математик, богослов и врач Фридрих Йозеф Гааз после окончания медицинского факультета стажируется у известного немецкого врача-окулиста и начинает собственную частную практику.
Однажды он вылечил крупного русского вельможу от глазного недуга и тот пригласил его в Россию. Не понравится – уедет обратно. Молодой человек, которому тогда исполнилось всего двадцать три, соблазнился и приехал, превратившись через несколько лет из Фрица в Федора Петровича.
Слухи о немецком чудо-врачевателе быстро распространялись по первопрестольной. Вскоре его приглашает сама вдовствующая императрица Мария Федоровна (мать Александра I) на должность императорского лейб-медика, в двадцать семь – он уже главврач военного госпиталя, его награждает сам император Владимирским крестом, присваивая титул надворного советника.
Памятник доктору Гаазу в его родном городе
Карьера в России складывается успешно, в 1809-10 годах он едет на Кавказ, открывает там целебные источники минеральных вод и основывает русские курорты. Доктор Гааз богат и знаменит, в Москве у него два дома с колоннами, он владеет суконной фабрикой в Подмосковье, деревней с сотнями крепостных, у него большая карета и конюшня с белоснежными рысаками.
Русский язык учить не надо, ведь при нем всегда есть переводчик. Во время войны 1812 года доктор едет на фронт, доходит с русскими до Парижа и решает снова вернуться на родину, в Германию. Но неожиданно для самого себя Федор Петрович понимает, что за десять лет, проведенных в России, он уже во многом стал русским и в Германии ему скучно.
Он возвращается в Россию, которая становится для него второй Родиной. Но то, чем прославился доктор Гааз, превратившись из модного и богатого врача в святого и нищего доктора, произошло неожиданно и вдруг. Переломным моментом стало восстание декабристов, в котором участвовал его друг, в жену которого Федор Петрович был безнадежно влюблен.
Потрясенный тем, что она отправилась в Сибирь вслед за мужем, доктор Гааз начинает переосмысливать свою жизнь. Духовный кризис, связанный с таким исходом любви и дружбы, разрешился простой формулой:
«Если тебе плохо, ищи, кому хуже».
Доктор Гааз наблюдает, как заковывают в кандалы заключенного
Искать, кому хуже, пришлось недолго. К этому времени он был главврачом Москвы, в обязанность которого входило наблюдение за всеми лечебными учреждениями. В 1828 году доктора Гааза включают в попечительский комитет по тюрьмам, а вскоре он уже главврач всех тюремных больниц и с этого момента жизнь развернулась на сто восемьдесят градусов: все усилия Федора Петровича направляются на то, чтобы облегчить жизнь осужденных арестантов.
Без малого двадцать пять лет, до конца дней своих, у Федора Петровича была только одна забота – о несчастных, которые оказались в крайней нужде и в крайне бедственном положении – в русской тюрьме. Она и сейчас не самое лучшее место на земле, а тогда – смрад, голод, холод, болезни, разврат, мужчины, женщины и дети – все вместе, абсолютное бесправие и нищета.
С утра и до вечера доктор в больницах, все свои средства, гонорары от лечения богатых пациентов и пожертвования идут на еду, одежду и белье для этих несчастных, женщин и детей. Вскоре уже все его дома, деревни, лошади, суконная фабрика уходят с молотка, чтобы покрыть его долги.
Богатый дом сменился на квартиру при больнице, при нем остался единственный слуга, дорогая карета сменилась на простую бричку, а белые рысаки – на стареньких лошадей, которых он спасает от убоя.
Доктор Гааз в тюремной больнице утешает арестованного
На пожертвования и свои средства доктор строит новые больницы, расширяет и улучшает старые, провожает каждую партию ссыльных лично, одаривает их небольшими деньгами, конфетами и апельсинами, отвечая на упреки, что им нужны не конфеты, а кусок хлеба: «Хлеб им подадут, а конфет и апельсин – никогда».
В полицейскую больницу, построенную его усилиями в 1844 году, собираются все бомжи, пьяницы, замерзшие и бездомные, где их лечат и приводят в божеский вид. Доктора Гааза в народе называют юродивым, а чиновники пишут на него жалобы и доносы, высмеивая за филантропию. Но он упорно добивается облегчения участи осужденных. Гааз не гнушается становиться перед высокими чинами на колени, если это помогает облегчить участь его подопечных.
Доктор Гааз
Святой доктор превращается в ходячую легенду, о котором знают все москвичи, бедные, и богатые, все заключенные, не только в Москве, но и во всей Сибири. Там арестанты передают из уст в уста истории об удивительном докторе, положившем состояние на помощь несчастным, бесправным арестантам и каторжанам. Говорят, что для Ф.М.Достоевского именно Федор Петрович Гааз был прототипом князя Мышкина.
Его подвиг вряд ли кто-то сможет повторить, для этого надо иметь особое расположение духа и глубокую христианскую веру. Когда доктор умер, его вынуждены были хоронить за счет полицейской казны, потому в маленькой двухкомнатной квартирке, находившейся на территории тюремной больницы, ничего, кроме книг и завещания не нашлось.
После смерти святого доктора (1853) митрополит Москвы Филарет распорядился всем храмам города служить панихиду по иноверцу Гаазу. Это был единственный случай в истории России, когда в православных храмах отпевали католика. За гробом шло двадцать тысяч москвичей, генерал-губернатор Москвы отправил конную полицию, чтобы разогнать толпу, но увидев искреннее горе сопровождавших гроб, глава полиции спешился и до самого кладбища шел вместе со всеми.
Могила доктора Гааза, на которой написаны слова его девиза: "Спешите делать добро"
В 2015 году святому и великому доктору Гаазу исполнилось двести тридцать пять лет со дня рождения, ему стоят памятники не только в России, но и на его Родине, в Германии, где его причислили к лику святых. В заключении рассказа, чтобы картина была полной, приведу несколько воспоминаний о святом подвижнике, юродивом, филантропе, нищелюбивом и бескорыстном докторе Гаазе.
Однажды один господин, седой усач, в ответ на действия доктора Гааза по устроению для арестантов душевых, помывочных и теплых туалетов говорил о напрасности такой излишней роскоши для русского человека:
«Уж я-то, поскольку владелец многих сотен душ, да еще и долгие годы начальник многих тысяч солдатиков, достаточно знаю, что у нас в обычае, что привычно российскому народу разных сословий, куда как лучше знаю, чем и самый ученый-просвещенный иноземец».
На что Федор Петрович Гааз отвечал на своем неправильном русском: «Благодарю, Ваше сиятельство, благодарю, профессор, извините, я недостаточно знаю прекрасный русский язык, но я думаю, я верю, я немного хорошо знаю разные русские люди — знатные и простонародные, богатые и бедные, ученые и совсем-совсем неученые.
Я лечил многие сотни и даже тысячи русские люди. А больной человек перед свой лекарь, свой врач открывает и тело, и душу. Да-да, свою душу тоже, почти как, — простите мое сравнение, Ваше высокопреосвященство, владыко, — но почти как перед священник в час исповеди… И поэтому, когда я слышу такие речи про обычаи-привычки, я вспоминаю один английский рассказ-басня.
"Один господин зашел на кухня и видит: кухарка держит длинная, очень длинная рыба, как змея, да-да, угорь, мерси, сударь, держит живой угорь и сдирает с него кожу, он сильно гнется, вот так и так, но рыба кричать не может. Господин говорит кухарке: «Боже мой, что вы делаете?! Это же страшное мучение». А кухарка отвечает: «О, нет, сэр, они к этому привычные».
(Окончание следует)
Это интересно
+34
|
|||
Последние откомментированные темы: