Ирвин (Ирвинг) Пенн (1917) - один из самых известных, влиятельных и плодовитых фотографов прошлого века, чья манера - смесь прохладного черно-белого минимализма с аристократической элегантностью - хорошо узнаваема.
Умер Ирвин Пенн (2009) последним из «великолепной десятки» фотохудожников, названных в 1958 году американским журналом «Popular Photography», став последним представителем аристократической традиции, понимавшим роскошь как аскетизм, а моду как воплощение красоты, сумев соединить консерватизм с новаторством.
Свои фотографии художник вписывал в историю искусства, называя себя не фотографом, а живописцем моды, считая, что его искусство вырастает непосредственно из живописи прошлых столетий, что было действительно так, без всяких преувеличений.
Изысканный талант Ирвина Пенна в изображении моделей, композиционно точно и минималистически ясно, восхищал читателей журнала мод «Vogue», с которым Пенн сотрудничал много лет. Стиль Ирвина оставался практически неизменным на протяжении всей его семидесятилетней карьеры.
В его фотографиях почти отсутствует реквизит, фон – серый, белый или нейтральный. Часто он создает искусственные конструкции, с различными предметами, в качестве которых могли быть кровать, ковер, стул или мотоцикл. В другом случае он сооружал угол, в который помещал свои модели.
Но главным в этой конструкции для Ирвина Пенна была не модель, а то, какое впечатление она произведет на «клиента», а его клиентом была женщина, читающая журнал мод где-нибудь в Канзасе, женщина, которую он хотел заинтриговать, заинтересовать, порадовать и возбудить.
Выразительность его фотографий строится на игре пятен и линий, балансировке пустого и заполненного пространства с элегантными силуэтами, создающими неповторимую манеру видения и формообразования. Его стиль наполнен благочинием и спокойствием, а модели кажутся находящимися вне реальности и времени, где-то в потустороннем мира, да и сам Пенн был не от мира сего.
У него не увидишь моделей прыгающих и скачущих, игриво позирующих перед камерой, как, например, у Ричард Аведон. Мастер был уверен, что настоящая мода творится не на улице, где царит спонтанность и случайность, а в тишине закрытого студийного пространства. Даже грубые мотоциклисты из группы «Адские Ангелы» в этом пространстве превращаются в графический эквивалент греческого фриза.
В фотографиях Ирвина Пенна все продумано до последней детали и все композиционно уравновешено, а застывший образ на его фотографиях гипнотизирует зрителя своим внутренним молчанием. Остроумие, благодать, изобретательность его решений, живая и удивительная элегантность его линий, чувствительность к характеру модели и свету делают фотографии Пенна легкими и приятными глазу.
Пенн фотографировал много и разного: кроме моделей мод - натюрморты, ладони и пальцы, цветы, мусор и окурки с улицы, ню женщин не первой молодости, уличных торговцев и самых известных художников, писателей, артистов и режиссеров, мексиканцев и перуанцев, о которых говорил, что они не примитивны, примитивны люди, живущие в Нью-Йорке.
И все это крупным планом, всегда верный правилу: даже съемки пирожного могут быть искусством. Вежливый, учтивый с изысканными манерами поведения, Ирвин Пенн никогда не старался выделиться. Обладая потрясающей работоспособностью, он был смиренным, оставляя поле славы для стремящихся к ней.
Получив хорошее образование в области живописи и дизайна, он делает весьма опрометчивый шаг: успешно начав карьеру в модельном бизнесе, бросает все, уходит с должности арт-директора магазина модной одежды и уезжает в Мексику, пытаясь начать карьеру художника. Но через год он отказывается от этой затеи, уничтожает все, что сделал за это время, и возвращается обратно, превратив свои холсты, с которых соскоблил краски, в фон для фотографий.
А до момента бегства в Мексику его карьера складывалась вполне успешно: окончив школу, Ирвин Пенн поступает на четырехгодичные дизайнерские курсы, где преподает знаменитый Алексей Бродович. По словам Ричарда Аведона и Ирвина Пенна, из него выросли все фотографы, все дизайнеры и все арт-директора, независимо от того, признают они это или нет.
Пенн не гнушается никакой работой: через два года начинает бесплатно работать курьером и помощником в самом экстравагантном журнале того времени «Harper’s Bazaar», арт-директором которого работал Бродович. Одновременно Пенн помогает рисовать для журнала модели обуви.
После бегства в Мексику и по возвращении в Нью-Йорк, он начинает с того, что добивается встречи со знаменитым Александром Либерманом, арт-директором «Vogue», который соглашается принять его на работу в качестве ассистента: Иривин должен был делать эскизы для обложки журнала.
Либерман описал свою встречу с Пенном так: «Передо мной стоял молодой американец с неиспорченными европейскими манерами и культурой. Он носил кроссовки и ходил без галстука. Я был поражен его весьма необычной «неотмирностью» и прямотой, ясностью своей цели и свободой в принятии решений. Только американский инстинкт и необходимость заставил его пойти на эту работу».
И фотографировать Пенн начал не потому что очень этого хотел, он этого вовсе не хотел. Но штатные фотографы журнала всячески саботировали воплощение идей молодого, только начинающего дизайнера, но уже крайне требовательного и неуживчивого.
Именно неуживчивость и «противность» характера Пенна, всегда сопротивляющегося, когда ему приказывали, заставили его самого начать фотографировать: то и так, как он видел и как хотел. Позднее в интервью, в котором журналисты напомнили ему о его непростом характере, он согласился:
«Я ужасно сопротивляюсь всему. Если бы Либерман сказал мне: «Почему бы тебе не сфотографировать эти цветы?», я бы ответил: «Да мне плевать на цветы». Он сказал бы: «Просто сфотографируй их», после чего я бы уступил: «Это просто потеря времени, но если ты хочешь убедиться в моей беспомощности – ладно, давай» ...».
Не сработавшись со штатными фотографами и по совету Либермана, Иривн Пенн берет напрокат фотокамеру и сам делает свою первую обложку для журнала, который выходит первого октября 1943 года, став точкой отсчета его карьеры как фотохудожника.
Через десять лет Ирвин Пенн открывает собственную фотомастерскую и становится очень востребованным рекламным художником. Экстраординарная работоспособность, изобретательность, умение подсматривать и отбирать интересные находки,
желание постоянно экспериментировать, воображение и многосторонность позволили ему найти свой стиль и неотразимую манеру фэшн-фотографии, ставшую определяющей в послевоенные годы.
Жена художника
Ирвин Пенн был любящим мужем и прекрасным семьянином, прожив в счастливом браке сорок два года со своей главной моделью - Лизой Фонсагривс. Благодая мужу, она стала эстетическим эталоном женской красоты для моды сороковых-пятидесятых.
После того, как закончилась карьера фотомодели, Лиза стала скульптором и до самой смерти (в 1992) оставалась стройной изысканной дамой. После смерти жены Ирвин Пенн вместе с сыном выпустил книгу с ее гравюрами, скульптурами и рисунками.
Пенн умел сочетать коммерческий интерес с авторской фотографией, прагматизм - с идеализмом, утверждая, что для него профессиональная фотография - лучший способ зарабатывать деньги, которые требуются, чтобы заботиться о своей семье.
Это интересно
+29
|
|||
Последние откомментированные темы: