Баня по-черному – это «русский брэнд», вряд ли кто-то с этим будет спорить. Я – городской житель и у меня нет бани, никакой, ни по-черному, ни по-белому, но зато живет во мне русский дух, в котором закодирован образ русской деревенской бани по-черному. В ней мои предки не столько мылись, сколько набирались здоровья телесного и духовного.
Бани в древней Руси считались заведениями не для помывки и гигиены, как на западе, а для исцеления «немогущих». Именно врач и лейб-медик русской императрицы Анны Иоановны Антонио Санчес, проживший в России шестнадцать лет, написал знаменитую книгу о русской бане, в которой полемизирует с французским ученым-аббатом Ж. Шаппом, считавшим русскую баню для здоровья вредной.
Этот француз совершил в научных целях годовое путешествие по Сибири и описал «дикие» русские нравы невежественного народа в «Путешествии в Сибирь" (1768). Вредной он назвал русскую баню, наверное потому, что вышел из нее чуть живой, но откачивавшая его сибирячка сокрушалась, что французик слишком рано вышел.
В. Донская-Хилько. Растущая луна 2008
Но побудь он подольше, кто знает, чем бы закончился этот эксперимент для аббата, так лихо, из любопытства и ради научного интереса, погрузившегося в этот «ад». Антонио Санчес в ответ на критику пишет:
«....Искреннее желание мое простирается только для показания превосходства бань российских пред бывшими вдревле у Греков и Римлян и перед находящимися ныне в употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней»;
«…возобновление паров чинится через всякие пять минут. Сим образом производимый пар расслабляет твердых частей тела, ибо сей пар составлен стихийными частицами огня и воздуха...Он мягчит кожу, а не расслабляет ее...Расширяет орудия дыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части...».
Евг. Шибанов. Русскя баня
На западе, в общем-то, настороженно относились не только к баням, хотя они у них и были, но вообще к помывкам. Считалось, что вода размягчает кожу и вместе с водой в нее легко попадают микробы, а потому мыть лицо по утрам и вечерам – не следует, как, впрочем, и тело. А потому мылись, даже вельможи и короли, едва ли чаще двух раз в год, а то и реже.
Кстати, вот и статистика. В Париже в 1292 году с населением в 150 тысяч жителей было всего 26 бань, т.е. одна баня на пять тысяч, а в России в каждой деревне и в каждом доме была своя банька, и каждую субботу (а то - в среду и субботу) – банный день.
В конце восемнадцатого века в Москве с населением в триста тысяч было 820 общественных и домовых бань, т.е. одна баня на каждые пятьсот человек. Потому и удивительно было иностранцам такое пристрастие русских к баням. Вот как описывает русскую баню Вагнер, немец, попавшийся на шпионаже:
Василий Шевчук. Русские бани по-черному
«Почти каждый горожанин имеет в своем доме баню. Она состоит из маленькой прихожей и комнаты, в которых находится сложенная из дикого камня печь. Эти камни так пригнаны друг к другу без извести, что кверху сходятся в круглый свод. …Недалеко от печи пол примерно на два фута приподнят и имеет наклон; примерно так, как в наших караульных помещениях, сделаны нары.
У другой стороны стоит скамейка шириной в два фута. У входа в комнату стоят два сосуда с холодной водой, в которую бросают раскаленные камни, чтобы нагреть воду в них до такой степени, как это желательно моющемуся. Топят так сильно, что при входе, несмотря на то, что в стене вырезано четырехугольное отверстие, с заслонкой, через которое выходит дым и жар, от жары можно упасть в обморок.
Но, несмотря на это, русские нагревают комнату еще больше и поступают при этом следующим образом. Они опускают связанный из березовых прутьев веник, на котором имеются еще все листья, в холодную воду и брызгают на раскаленную докрасна печь, чем вызывают пар, горячий, как кипящая вода.
Сергей Евдокимов. Давай, девоньки!
Потом голые они ложатся на возвышение у печи и секут себя веником, куда только могут попасть, так сильно, что все тело краснеет, как сваренный рак. Вслед за этим русский бежит к бочке с холодной водой и льет себе висящим на ней черпаком на голову. Потом он ложится на скамейку, обмазывает все тело белым мылом — черное мыло там совсем неизвестно — и отмывает его снова теплой водой.
Зимой он выходит, несколько раз поваляется в снегу и, не вытираясь, одевается. Когда он возвращается в свою квартиру, он поворачивается к образам или изображениям святых, которые по всей России стоят в верхнем углу у окна против дверей, тремя пальцами трижды бьет крест перед грудью и говорит слова: Slavo. Tibe Gospodi.
Для меня было невозможно мыться совсем по-русски. Во-первых, я заставлял открывать отверстие наверху в стене и не допускал, чтобы брызгали водой на печь. Я только вытягивался на скамейке и давал себя мыть с мылом, и потом ложился… прямо на пол, чтобы испытывать меньше жары. После этого я давал себя обтирать полотенцем, по выходу из комнаты набрасывал на себя шубу и уже дома одевался до конца».
Анна Силивончик. Банька. 2007
Воистину, что русскому хорошо, то немцу - смерть.Так что не случайно Екатерина II была смертельно оскорблена книгой француза, изданной в России только в 2005 году, да и то в переводе, оставляющем желать лучшего. Тогда Екатерина написала свое опровержение – «Антидот», вступив полемику с ученым-французом.
Но зато какие французы делали горшки, шкафчики, стульчики и троны для «грязного» дела! Это достойно эстетического восхищения и до сих пор французские ночные вазы путают с супницами, ночную мебель для горшков - с мебелью для одежды и белья. Но каждому – свое: кому красота, а кому – здоровье и здоровый дух.
И русский человек свою русскую баньку, неэстетичную, черненькую и грязненькую, не отличающуюся изяществом, но творящую чудеса, не променяет ни на какой холодный кафель и помывку под душем.
Мне приходилось мыться в бане по-черному раз пятнадцать-двадцать, не больше. Однако, одного взгляда на фотографию или картину с изображением такой бани достаточно, чтобы память оживила ее дух. Это похоже на историю с кусочком печенья мадлен, описанную Марселем Прустом, напомнившую ему о детстве, неожиданно выскочившем из кусочка печенья и чашки чая.
Невероятный запах русской бани не спутаешь ни с чем: смесь дерева, печного жара, дыма, пара, сажи и, нежная теплота, окутывающая тело, как только входишь в это загадочное, почти мистическое пространство, в полумраке которого едва различимы ведра, камни и скамьи.
Русская баня по-черному в народной традиции не напрасно считается образом женской плоти, что очень сексуально, романтично и соответствует ее сущности: баня – это святое. И почти всегда на картинах она связана с радостью, смехом, жизнью, красотой и блаженством.
А.Иванов Вот оно - счастье!
В старые времена бабы рожали в банях, т.к. более чистого и стерильного места в доме не было: прокопченные стены дезинфицировались дымом, удалявшим все вредоносные микробы; рядом была печка и вода – все, что нужно для роженицы.
Младенца в бане очищали от родовой грязи, намазывая его тельце дрожжевой смесью. Так делала моя свекровь, приехавшая из деревни, с моим сыном. Правда, вместо бани пришлось использовать хорошо разогретую ванну.
И я своими глазами видела, как из-под его кожи выходили жесткие черные волосы, смываемые по особым правилам. Хочешь-не хочешь, поверишь в народные средства и в чудодейственную силу русской бани.
Галина Козлова. Гадание
С баней связаны различные приметы, суеверия, традиции, ритуалы, гадания, про нее складывают стихи и песни, рассказывают смешные истории и байки. В бане все смешалось: язычество, народные поверья, девичьи гадания и церковь, считавшая баню греховным местом, требующим очищения. Поэтому и сложился ритуал обязательного омовения после бани в проруби, на речке или просто из ковша.
И банный день – в субботу - установился тоже не без церковного влияния. Пятница и воскресенье – святые дни, а суббота – день покоя. Правда иногда, даже по церковным обычаям вменялось в правило ходить в баню: в чистый понедельник – после Масленицы, чистый четверг – на страстной неделе перед Пасхой и в день Аграфены-Купальницы (6 июля) перед Иваном Купалой.
Б.В.Лесов Банный день
Обычай поздравлять с легким паром равнозначен поздравлению с днем рождения, т.к. выходящий из бани, очищенный от болезней и грехов, словно рождался заново, а первый его вдох при выходе из парилки все равно, что первый вдох новорожденного. И можно сказать, что русская печь и баня по-черному, православие и самодержавие были основой, на которой стояла Российская империя.
Это интересно
+30
|
|||
Последние откомментированные темы: