Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030103038

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Вечный сюжет. Мытарь и фарисей в произведениях искусства

 

 

 

 

Здесь собраны произведения, в которых авторы обратились к евангельской притче о мытаре и фарисее.

Тему я нашла в публикации газеты "Аргументы и факты", но там всего три картины, немного текста и стихотворения.

Я решила ещё добавить несколько картин  и к тексту  дополнения небольшие сделать.

 

 автора не знаю

 

 

Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г 

 

Притча о двух грешниках — мытаре и фарисее, которые молились в одном храме, — хорошо знакома всем христианам.

Гравюры на библейский сюжет создавали и европейские средневековые мастера, и российские живописцы.


Гравюра Гюстава Доре

На гравюре французского художника Иисус и апостолы, проходящие мимо храма,

стали случайными свидетелями сцены мольбы фарисея и мытаря.

 

Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865) Источник:

 

Стихотворение Евгения Миллера «Фарисей и мытарь»

 Отрывок

«Мытарь стоял главой поникнув

И в грудь с тоскою ударял:

«Помилуй грешника, О Боже» –

Так он смиренно повторял.

И был он Господом оправдан

И за смиренье вознесен…

Господь смиренных возвышает,

А гордых всех смиряет Он…».

 

 

витраж


Стихотворение Льва Анненского «В небе ли меркнет звезда»

«В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная всё длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.

Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем...
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.

С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя...
Только во мне-то зачем
Мытарь мятется, тоскуя?..».

Стихотворение Льва Анненского «В небе ли меркнет звезда»


 

Картина Джеймса Тиссо «Мытарь и фарисей»  1886-94, Бруклинский музей.

Француз изобразил стоящего перед алтарем фарисея, а позади него —

скромного мытаря, который боится поднять глаза.

 

Русская икона

 

 

 

Фарисеи  


Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту. Они хвалились знанием и исполнением, «преданием старцев», закона устного, который, по словам их, дан был Моисею вместе с писанием. Фарисеи  отличались тщательным исполнением внешних обрядов, они верили в духовный мир и воскресение мертвых, раздавали часто милостыню, даже в виде определенной части своих доходов, постились два дня в неделю  и поэтому от многих единоплеменников были почитаемы добродетельными и праведниками.  

 

Мытари  

 

Ян Массейс."Мытарь"


Мытарями в Новом Завете назывались люди, занимавшиеся сбором податей и налогов в Древней Иудее в пользу императорской казны Рима. Они состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути у оккупационных войск) и считались предателями иудейского народа. Они часто брали больше положенного по римскому закону, утаивая налоговые излишки в свою пользу. За это мытари были презираемы и нелюбимы  среди иудеев, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом. 

 

 

 

Христос за все время своей земной жизни  ни разу не обличил ни блудниц, ни грешников, ни мытарей, ни разбойников,

но зато множество раз укорял мнимых праведников: фарисеев,  саддукеев и им подобных.

 

 

Из всего Евангелия мы видим, что нет худшего греха, чем святая праведность в собственных глазах.

 

 

современное видение притчи

 

 

 

На первый взгляд  эти почитаемые праведники никого не убили, не украли, не прелюбодействовали, не уклонились в идолопоклонство, были патриотами своего Отечества. Честь им за это и хвала!

Но это – самый поверхностный взгляд. На самом деле именно фарисеи возвели Христа на крест, именно они своим мертвым соблюдением «преданий старцев» затворяли для людей Царствие Небесное.

 

Современная книжная иллюстрация

 

 

Фарисеи  незаметно для самих себя подменили истинную духовную жизнь на лживо-религиозную, себялюбиво-законническую. «Слепые, вожди слепых»! – обличает их Спаситель, –

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».

 

 

Современная иллюстрация к изданию для детей

 

 

Смертельная болезнь фарисейства сидит в человеке крепко.

Исцелиться от нее – вопрос жизни и смерти для каждого из нас.

«Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Так говоритХристос

Болезнь эта особо опасна тем, что протекает скрытно от самого человека, зараженного фарисейством.

 

Фабрициус Баррент. "Мытарь и Фарисей". Рейексмузеум, Амстердам

 

 

Фарисейство стремиться поразить и уничтожить главную защитную силу нашей души – смирение.

Основной признак этой болезни – унижение других и самооправдание:

«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди или как этот мытарь!»  

 

Джеймс Кристенсен "Мытарь и фарисей"

 

 

 из иллюстрированного Евангелия

 

Мозаика в Равене V век

 

Фарисей и мытарь принесли Богу плоды своей духовной жизни: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние.

Не ледяной священной праведности, постоянно самооправдывающей себя пред Богом, ждет от нас Господь, а праведности духовной, в тихом сиянии кротости,  не находящей в себе ничего доброго и повторяющей слова молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному».

 

Основной смысл притчи  о мытаре и фарисее 


Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к Великому посту, что исполнением закона и своей праведностью гордиться и хвалиться не нужно. Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими омрачает их и не приобретает оправдания перед Богом, потому что он любуется собою.

Благонадежной силой против гордости фарисейской служит «мытарево» смирение. Для истинного  христианского благочестия нужно внешние труды поста и молитвы, «фарисейские»,  соединять с внутренним, самообличающе-кротким, «мытаревым» деланием. В этом духовном синтезе основа христианской жизни.

 

 

"Боже" Милостив буди мне, грешному!"


Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+31

22.02.2016
Пожаловаться Просмотров: 6330  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены