Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030103145

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме

Автор: cheger

 

Итак, я смотрю, относительно многим пришлась по душе новая рубрика у меня в ЖЖ про картины Брейгеля, поэтому сегодня предлагаю поподробнее рассмотреть очередной шедевр этого художника, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.  Называется это полотно "Перепись в Вифлееме" и было создано оно в 1566. Все картины Питера Брейгеля этого периода (к слову сказать, моего любимого периода) творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего, а евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Поэтому давайте посмотрим, что скрывает Брейгель на этой картине

photo main_.jpg



    Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегистрироваться, должен был вернуться в свой родной город. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие.

    Собственно, на картине Питера Брейгеля Старшего участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Картина «Перепись в Вифлееме» — яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.

    Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета — как и других в его картинах — состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Такая трактовка главных персонажей и главного действия той или иной истории Евангелия характерна для Брейгеля. В своей картине художник рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет – осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол — животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве.

    Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент – пилу, традиционный атрибут Иосифа.

    Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас. Факт создания художником Питером Брейгелем, быть может, первых религиозно-исторических и одновременно бытовых картин на современный автору сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями

1. На этой картине солнце у Брейгеля прям какое-то японское. Больше нигде я у него такого не видел
 photo 1.jpg

2. Кстати, по всем картинам мастера видно, кто климат в то время был значительно холоднее
 photo 2.jpg

3. Церковь на дальнем плане
 photo 3.jpg

4. Обычная жизнь крестьян. Говорят Брейгель иногда переодевался крестьянином и посещал подобные места, просто броды по улочкам.
 photo 4.jpg

5. Вон кто-то шлепнулся, катаясь на коньках
 photo 5.jpg

6. Замок - непременный аттрибут большинства картин
 photo 6.jpg

7. Плотники возводят небольшой сарай или может даже домик
 photo 7.jpg

8. Это, наверное, таверна
 photo 8.jpg

9. Дом
 photo 9.jpg

10. Крестьянин и его странный зимний огород у дома
 photo 10.jpg

11. Детские зимние забавы
 photo 11.jpg

12. Прорубь для забора воды
 photo 12.jpg

13. Странники, несущие с собой какой-то груз
 photo 13.jpg

14. Игры в снежки
 photo 14.jpg

15. Мама разметает от снега лед, чтоб дети катались на нем
 photo 15.jpg

16. Таверна, а стены которой горит огонь и вокруг которого греются люди
 photo 16.jpg

17. Опять коньки и лодка-плоскодонка
 photo 17.jpg

18. А вот и центральные фигуры картины - Иосиф и Мария
 photo 18.jpg

19. Крестьяне
 photo 19.jpg

20. Торговец
 photo 20.jpg

21. Мясник закалывает свинью, а его помощница, видимо, подставила тару для крови
 photo 21.jpg

22. На подходе ещё одна свинья
 photo 22.jpg

23. А вот и сама перепись
 photo 23.jpg

24. А вот и герб Габсбургов
 photo 24.jpg

25. Крестьянин рубит и грузит дрова
 photo 25.jpg

Использованный текст

 

Это интересно
+34

Модератор 23.03.2022
Пожаловаться Просмотров: 3904  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены