Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030102315

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Симеон Богоприимец - европейская живопись и русская икона. 43 иллюстрации

 

15 февраля (2 февраля по старому стилю) православные отмечают великое Сретение Господне.

А 16 февраля чествуют Симеона Богоприимца.

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

 

фреска Мирожского монастыря

 

Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля.

 

Двусторонняя икона-таблетка 15 в.

 

Что означает слово «сретение»?


На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

 

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

 


Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.

 

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

 

 

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Симеон взял на руки младенца, рождённого от девы, так пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял младенца на руки и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

 

 

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).

 

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица

 

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).


Палехская икона 19 в.

 

 

 

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его называют католики.


Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

 

 

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.


Источник: АиФ

 

Сретение Господне. Картины

Праздник Сретения Господня  стал одним из излюбленных сюжетов для европейских художников, о чем свидетельствует наша подборка картин.

 

Ян ван Скорел. Принесение Христа во храм

 


Шишкин Андрей Алексеевич. Симеон и Иисус

 

Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

 

 


Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

 

Фра Бартоломео. Сретение

 

Фра Анжелико. Принесение во храм. 1432.

 

Филипп де Шампань. Принесение во храм

 

Тинторетто. Принесение во храм


Стефан Лохнер. Принесение Христа во храм


Себастьян Бурдон (1616 Монпелье – 1671 Париж) – Принесение во храм

 

Рембрандт. Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе. 1627


 


Принесение Христа во храм. Миниатюра кармелитской рукописи. Лондон. 1375


Питер Кук ван Альст. Принесение во храм

 

Пальма иль Джоване. Принесение Христа во храм

 

Матиас де Торрес. Принесение во храм

 

Мастер Сан-Северино из Кельна. Принесение Христа во храм

 

 

Лоренцо Лотто. Принесение во храм

 

 

Егоров А. Е. Симеон Богоприимец


 

Дуччо ди Буонисенья. Принесение во храм. 1308-1311

 

 

Джотто. Принесение во храм

 

 

Джотто ди Бондоне. Принесение во храм

 

 

Джованни ди Паоло. Принесение во храм. 1440

 

Dzhentile-da-Fabriano.-Принесение во Храм.-1423-

 

Джеймс Тиссо. Сретение.


 

 

Гербранд ван ден Экхоут. Принесение во храм

 

 

Ганс Гольбейн Старший. Принесение Христа во храм. 1500–01

 

 

Витторе Карпаччо. Принесение во храм

 


Василий Кузьмич Шебуев. Симеон Богоприимец

 

 

Арент де Гелдер – Гимн Симеона, ок 1700-1710.

 

 

Андреа Мантенья. Принесение во храм. Ок. 1460.

 

 

Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 1342

 

 

Сретение. Андреа Селести. 1710.


источник ж."Фома" 


Это интересно
+20

16.02.2016
Пожаловаться Просмотров: 4710  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены