В русской живописи не так много портретистов, которым была близка детская тема, окрашенная счастьем и радостью, с его особым настроением, особой психологией и глубиной. Изображение детей менялось от века к веку: до эпохи Просвещения дети воспринимались как взрослые, соответственно и изображались как уменьшенные копии взрослых.
Но новая эпоха по-другому стала воспринимать ребенка, признавая за ним право быть самостоятельной личностью со своими пристрастиями и интересами. В России изображение детей тоже менялась, но разрабатывалась детская тема больше в социальном ключе Гоголя, Чернышевского и Некрасова.
Русские живописцы середины века были достойными продолжателями их идей, особенно передвижники с их гражданской скорбью и обличением «социальных пороков». Типичной в этом ряду является картина Василия Григорьевича Перова «Тройка» с измученными детскими лицами, как бурлаки, впрягшимися в тяжелую повозку. Картины писались в темных и безрадостных тонах.
Переворот в понимании детской темы совершил совсем еще молодой художник, которому едва исполнилось двадцать. Он еще помнил свое ощущение детства, которое осталось от коротких периодов пребывания в доме Мамонтовых в Абрамцево - светлого и праздничного.
Он хотел показывать детство именно таким – временем очарования жизнью, ее тайнами, вне всякой морали и гражданственности, потому что в детстве, каким бы оно ни было, всегда присутствует солнце, весна, природа, мечта и желание жить.
В.Г.Перов. Тройка. 1866
Художником, прорвавшим идеологический реализм передвижников, стал молодой Валентин Серов (в январе 2015 исполнилось ровно сто пятьдесят лет со дня рождения художника). Он только-только вернулся из Италии, пропитавшись южным солнцем, итальянской красотой, свежестью и желанием творить.
Первым делом он едет к Мамонтовым, у которых часто проводил время, когда мать, надолго уезжая на гастроли, оставляла мальчика в этом гостеприимном доме. Здесь его очень любили, относились к нему как к родному. И он, не избалованный родительской любовью, чувствовал это отношение и нуждался в нем.
После Италии Валентину Александровичу не терпелось вновь оказаться в этом райском уголке, почувствовать его тепло и уют, где все жило и дышало русским духом, русским искусством, театром и творчеством. Абрамцево в то время было местом притяжения и паломничества всех московских художников и театралов.
В.Серов. Мики Морозов. 1901
Валентин Серов соскучился по всему семейству Мамонтовых, особенно по их детям. Какого же было его удивление, когда он увидел после кратковременного отсутствия прелестное дитя Верочку Мамонтову, Веруню, похорошевшей и повзрослевшей: то ли подросток, то ли девушка, то ли подружка, то ли невеста.
И его идея - создать нечто светлое, радостное, счастливое и прекрасное - начала осуществляться. Он хотел показать ощущение счастья, светлого настроения и мимолетность впечатления в духе импрессионистов. О своем замысле художник пишет:
«Всё, чего я добивался, это – свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров»
В это лето 1887 года он создает удивительное, проникнутое солнцем, светом, молодостью и счастьем полотно «Портрет Веры Мамонтовой». Когда картину увидел Игорь Грабарь, в восторге он воскликнул: «Девочка с персиками»! Так и закрепилось новое название, сегодня известное многим.
В.Серов. Девочка с персиками. 1887
На картине – девочка-подросток на фоне солнечного света, который заливает всю гостиную. Девочка в розовой блузке с черным бантом почти молодая девушка, женственная и загадочная. Она уже осваивает взрослый мир, постепенно подражая ему сдержанностью и благородством поведения.
Эта картина сразу сделала Валентина Серова знаменитым. Картину покупает Павел Третьяков. Через два года он купит у художника «Девушку, освещенную солнцем», увидев которую Илларион Прянишников, учредитель Товарищества, объединившего передвижников, грубо скажет: «Это не картина, это какой-то сифилис!»
В этих словах проявилась вся степень неприязни и несовместимости двух подходов к искусству. Прорыв, совершенный Серовым в изображении детской темы, он закрепляет в других картинах на детскую тему, самые известные из которых:
В.Серов. Дети. Саша и Юра Серовы. 1899
«Саша Серов» (1897), «Дети. Саша и Юра Серовы» (1899) и «Мика Морозов» (1901).
«Девочка с персиками» стала образом не только счастливого детства, но и началом нового направления в русской живописи. Здесь главным становится не «что», а «как»: как написать, как передать: радость жизни, красоту мира, каждого его мгновения. Валентин Серов мог повторить вслед за известным героем: «Остановись мгновение, ты – прекрасно!» Прожил Валентин Александрович Серов всего сорок шесть лет.
Переход от гражданского реализма к художественному, нашел развитие в кружке «Мир искусства». Блестящая плеяда русских художников Серебряного века – Сомов, Бенуа, Лансере, Добужинский, Бакст, Поленова, Серебрякова – закрепила этот поворот. Особенно много писала на детскую тему Зинаида Серебрякова.
З.Серебрякова. За обедом. 1914
Больше всего таких картин было написано в самые тяжелые для нее годы. В 1919 году умер от тифа любимый муж, она - одна с четырьмя детьми и больной матерью на руках - без средств существования, без дома, без имущества. Дом в Нескучном сгорел, имущество - разграблено. И только творчество и дети позволяли ей выживать.
На первых картинах с детьми, до Октябрьской катастрофы («За обедом» - 1914), видим счастливое семейство, мирно и безмятежно обедающее за большим столом, устланным белоснежной скатертью. В картине преобладает бело-голубой цвет торжественности и счастья в сочетании с солнечным желтым и теплым коричневым..
Дети не только не мешали ей писать, но и помогали создавать картины, полные радости и семейного уюта. Поэзией жизни и счастья проникнуты все картины раннего творчества Зинаиды Серебряковой: «Бани», «Купальщица», «Беление холста», «Жатва».
З.Серебрякова. Карточный домик. 1919
Тогда же она, представительница клана Бенуа-Лансере, стала полноправной участницей «Мира искусства», полностью разделяя его эстетику и идеологию. Но началась гражданская война, муж умер, счастье постепенно уходит, из жизни, и из картин.
Но дети по-прежнему ее поддерживают. Красок нет, она делает их сама или рисует углем, денег на холсты не хватает, но она продолжает писать детские картины, в которых по-прежнему преобладает прелесть и детское изящество.
Самая трагическая картина на тему детства - «Карточный домик», написанная в год смерти мужа. Жизнь рассыпалась как карточный домик, семья - тоже. Через пять лет она уедет в Париж, двое из четверых ее детей последуют за ней, а двое останутся в России. И словно предчувствуя эту семейную трагедию, Зинаида Серебрякова пишет "Карточный домик" в трагических темно-синих, почти черных, тонах.
Но у нее еще теплится маленькая надежда и она, несмотря ни на что, старается сделать детский мир в жизни и на картинах ярким и светлым. Очень трогательной получилась картина «Автопортрет с дочерьми» (1921), где девочки нежно обнимают мать, а она смотрит чуть задумчиво, но спокойно. Дети – ее отрада, опора и счастье, как и она сама в их судьбах.
З.Серебрякова. Автопортрет с дечерьми. 1921
В двадцатые годы художница продолжает писать портреты детей, и, по возможности, радостные. Но ее картины - вовсе не в духе того времени, и покупаются они очень плохо. Денег катастрофически не хватает. В 1923 г. ее картины вместе с другими картинами русских художников были выставлены на продажу в США.
Получив от продажи небольшие деньги, она решила поехать на заработки в Париж. Но там ее картины спросом не пользовались вовсе. Детская тема сама собой сошла на нет. Вскоре к ней приехали сын Александр и дочь Екатерина. Привыкнуть и приспособиться к той жизни у нее так и не получилось, как не получилось и у ее детей: никто из них семьей не обзавелся и парижская ветвь семьи новых побегов не дала. Увиделась Зинаида Серебрякова со своими старшими детьми только 36 лет спустя.
Умерла Зинаида Серебрякова в 82 года, похоронена она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2014 году в возрасте 102 лет в Париже скончалась и ее младшая дочь Екатерина. Именно благодаря ее усилиям сохранился весь архив русской художницы. В России ее картины были заново открыты только в 1965 году, когда художнице было уже восемьдесят.
Это интересно
+23
|
|||
Последние откомментированные темы: