Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030202642

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Двенадцать дней... Святые дни. Художник Анна Иванчина

Источник: красавицу видеть хотите

 

Метель кончилась, мутные бурые облака разошлись, сползли к горизонту, освободив пронзительно-чёрное, усыпанное льдинками звёзд небо. В лучах фонарей, точно обрывки ёлочной мишуры, посверкивал свежевыпавший снег. Конечно, это ненадолго, скоро опять вернётся слякоть, снег скукожится, расползётся серой кашей, – но пока что морозец набирал обороты....

Одним из самых любимых праздников во всем мире является встреча Нового года - встретили!, а в христианском мире – еще и Рождество - отпраздновали!

 

Христианские праздники Рождества Христова наложились на древние обычаи языческой культуры, связанные с возрождением Солнца - зимним солнцеворотом. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 7 по 19 января) - называют святками, то есть святыми днями.

С 22 декабря, самого короткого дня в году, начиналось постепенное "воскресение" Солнца. Праздник в честь нарастания силы Солнца русские называли Колядой. В эти дни, когда Солнце начинало свой новый годичный путь, когда начинался новый цикл в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с землёй, естественно было задуматься о том, каким он будет, что он принесёт природе и человеку. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки.

Праздник святки - самый длинный,
он веселый и старинный, наши предки пили, ели,
веселились две недели
от рождества до крещения,
приготовив угощение.
Пели разные колядки,
по дворам ходили в святки

По традиции в святки принято посещать близких, знакомых, друзей и дарить подарки, также в эти дни было принято вспоминать о бедных, больных, посещать детские дома, приюты, больницы и тюрьмы. в древние времена даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Святочным торжеством была семейная трапеза, святки сопровождались народными гуляниями, устраивались ярмарки и балаганы. Люди собирались шумной компанией, устраивали катание на санях, строили снежные крепости и веселились под искрометный юмор скоморохов.

иван (350x509, 129Kb)

 

Существует несколько святочных обрядов - колядование, поминовение усопших предков, принятие ритуальной еды (блины, колядки), игры, сопровождаемые ряжением, посиделки, гадание.

Славите, славите,
Сами люди знаете:
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.

С праздником поздравляю,
И вам того желаю!
Раскрывайте кису,
Вынимайте колбасу,
Больше не прошу!



Коляда - обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями. В колядках часто поют про Рождество Христово, желают здоровья хозяевам, детям и всему дому.

иван (350x509, 129Kb)

 

Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики, -
Искали коляду
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.

Хозяева благодарили колядующих угощениями: пирогами, пряниками- "козюльками", сделанными в виде животных. Угощения складывали в мешок михоноше. Колядующие отвечали: "спасибо за угощение! счастья вам! хлеб да соль! да совет на долгий век! спасибо этому дому, пойдем к другому! Обойдя дома, молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки. На стол выкладывали все, чем одарили щедрые хозяева. После начиналось застолье.

Особенными были святочные посиделки. Каждый участник приносил с собой в узелке несколько смен новой верхней одежды - рубах, сарафанов, платков. При каждой новой игре переодевались в новую одежду. Игрой считалось загадывание загадок, вождение хоровода. Любимая игра- игра в молчанку. По команде раз, два, три- все девушки и парни должны были хранить молчание, за смешок, улыбку или ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или облить себя водой с головы до ног.


Ходить ряжеными - отличительная черта всего праздника святок. Едва приходил первый святочный день, на улицах появлялись первые ряженые- ребятишки, а вечерами в любых домах плясали взрослые. Наряжались все так, как могли себе нафантазировать: шуба, вывернутая наизнанку; яркие штаны; лицо, вымазанное сажей; самодельные космы; вставные, вырезанные из репы, зубы, приделывали бороду, усы изо льна, румянили щеки свеклой, рога превращали ряженого в жуткого дьявола. наряжались также цыганами, ведьмами, солдатами, покойниками.


Песня парня, переодетого монашкой
Пожертвуйте на сальную свечу
Ивану Кузьмичу!
Его-то мощи
Лежат в осиновой роще!
Они там потеют,
Плясать к нам не поспеют!


В первый вечер орава ряженых для пробы обходила дома в своей деревне, ввалившись в избу, пугая детей, ряженые тут же начинали плясать и колобродить. Хозяева начинали обороняться и выгонять "нечистую силу". Эта игра носила и развлекательный характер и имела магический смысл. По старому преданию- выгнав из дома нечисть, хоть и ряженую- обезопасить наступающий год, расчистить дорогу новому. Ряженые отступали в сени и там разоблачались.

Главная особенность святок - веселись сам и развлекай всех других, кто как может. Обязателен был ритуальный смех. "Смех есть магическое средство создания жизни. Сила смеха должна помочь земле в родах. Смех влиял на природу не непосредственно, а через воскресение умерщвленных антропоморфных олицетворений праздника, которые воскресали в травах и злаках".


Гадание и ворожба особенно увлекали детей и подростков, взрослых девиц и замужних женщин. Загадывали на будущий урожай, на здоровье, на женихов.

Например, гадание с петухом: на полу раскладывают щепотку крупы, монетки, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, зеркальце, ставят миску с водой. Приносят петуха и смотрят, что он будет клевать в первую очередь: крупу - к богатству, хлеб- к урожаю, ножницы- суженый будет портной, золу- курильщик, уголь- к вечному девичеству, монетки- к деньгам, зеркало- муж будет щеголем, если начнет пить воду- муж будет пьяницей. Результаты гадания не всегда совпадали с тем, что ожидало в дальнейшем.

иван (350x509, 129Kb)

Подблюдная песня, исполнявшаяся в начале гадания

Катилося зерно
По бархату,
Слава!
Еще ли то зерно
Бурмитское.
Прикотилося зерно
Ко яхонту.
Крупен жемчуг
Со яхонтом.
Хорош жених
Со невестою.

Да кому мы спели,
Тому добро!
Кому вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.



Баловство: как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни чудили вовсю: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота так, что хозяевам не выйти на улицу, забирались на крышу и закладывали досками трубы - при топке печи избы наполнялись дымом. Эти проказы словно бы давали выход накопившимся за год отрицательным эмоциям. Орава озорников шныряла ночью по деревне и баловались. Оставленные на улице сани ставились на дыбы и утром хозяину никто не помогал и не сочувствовал. Половиками, оставленными вымерзать на жерди, затыкали печные трубы, ведром, оставленным на колодце, носили воду, чтобы приморозить ворота. Это и было озорство, но в святки прощалось все.


Озорное веселье, гулянье, ряженье, праздничное беспутство - это тяжкие грехи с православной точки зрения. Чтобы очистить, смыть их с себя, все участники святочных забав обязательно купались в проруби. Прорубь проделывали в виде креста, вокруг украшали цветными лентами. Прорубь освящалась священником, только после этого православные могли искупаться в проруби. Ждем Крещения!

 

Художник Анна Иванчина (Anna Ivanchina) училась в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В прошлом: УФ РАЖВиЗ и уфражвиз г. Курган, Курганская обл.

 

 

Сохранить

Это интересно
+29

Администратор 30.12.2019
Пожаловаться Просмотров: 26752  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены