1. Определение понятия эстетический вкус
К.Малевич. Отдых. Общество в цилиндрах
Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства.
Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус – это «способность судить о красоте».
Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом.
О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.
К.Малевич. Аргентинская полька
В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?
Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было бы просто неразумно.
Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия.
Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека.
К.Малевич. Натюрморт
Совсем другое дело – эстетический вкус.
Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы – сферы общественной, социальной.
Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям.
Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.
К.Малевич. Автопортрет
Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности.
То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности.
Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформирования.
К.Малевич. Торжество неба
2. Формирование и развитие эстетического вкуса
Становление личности – процесс длительный, не завершается окончательно никогда.
Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус.
В возрасте 18–25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло.
Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости.
В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации.
Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека.
И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.
К.Малевич. Церковь
Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей.
Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в
наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.
К.Малевич. Spring Garden in Blossom
Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей.
Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности.
3. Особенности понятия художественный вкус
Эстетический вкус имеет также и особую модификацию – художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и влияет в свою очередь на него.
Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой.
Но поскольку содержанием искусства является все та же система общественных ценностей, только представленная в художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса.
The wedding
Этот спор не только возможно, но и необходимым именно потому, что касается ценностей, которые касаются самой духовной структуру человеческой личности,
то есть ценностей личностно значимых и определяющих не только характер личностного самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальной жизнестроительства.
Поэтому личность как общественное существо заинтересована в общественном признании тех, ценностей, которые определяют систему его духовности, ее ориентиры и жизненные потребности.
К.Малевич. Река в лесу
В такой же мере, как и по отношению к личности, эстетический и художественный вкус могут характеризовать страсти, симпатии и антипатии социальной группы или класса. Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в классовом обществе он всегда несет на себе отпечаток классовых предпочтений, целей и ценностей.
К.Малевич. Портрет Уны
Все это делает оценку художественного произведения делом сложным и ответственным.
Правильная мысль часто производится лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий.
Вот почему следует не только полагаться на свой эстетический вкус, но и знакомиться с литературно-критическим обсуждением произведения, с мнением других зрителей и слушателей.
Заключение
К.Малевич. Автопортрет
Эстетический и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.
Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его преимущества или наоборот делать его терпимым и многогранным.
К.Малевич. Внимательный рабочий
Поскольку мнение эстетического вкуса – это оценка действительности в соответствии с эстетических чувств, потребностей, интересов и мировоззрения людей, то эстетический вкус является единство объективного и субъективного.
Мнение эстетического вкуса основана на особом интеллектуальном механизме – эстетической интуиции, включающая такой способ познания, как творческое воображение, охватывающий образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитической действия ума.
К.Малевич. Весенний пейзаж
«Специфическая роль силы воображения в акте познания, –отмечал Э.В. Ильенков, – заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не» формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании.
Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет.
Тем временем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия».
К.Малевич. Черный квадрат
Все вышеизложенное позволяет понять объективные основы споры о вкусах, поскольку в нем сталкиваются не просто личные, групповые или классовые
страсти – здесь противостоят друг другу истинные и ложные ценности, отражающие сложность социальных процессов, своеобразие общественного
развития, а также ошибочных поисков, мнимых верований.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+24
|
|||
Последние откомментированные темы: