Картье-Брессон сделал то, что когда-то сделали импрессионисты, выйдя из своих студий на пленэр, начав писать живой пейзаж. Картье-Брессон тоже вышел на улицу и стал снимать живых людей, живой поток жизни в ее мгновениях и движении, которые мы не замечаем в своей поглощенности повседневными заботами.
Но есть другой пример - Йозеф Судек, много лет находившийся в добровольном затворничестве, фотографировавший предметы в проеме окна своей мастерской, но как фотографировал! Значит, дело не только в том, что Картье-Брессон вышел на улицу, хотя его и считают уличным фотографом.
Главное в том, что все его фотографии наполнены Поэзией жизни, они поэтичны. И именно это лично меня привлекает в его искусстве больше всего. Поэзией проникнуто все, начиная от композиции и геометрии, которой он придавал первостепенное значение, и кончая мельчайшими деталями, делающими фотографию произведением искусства.
Учитель танцев
«Поэзия лежит в основе фотографии. Если человек снял странную и необычную фотографию, то это еще не означает, что в ней есть Поэзия. Основой поэзии являются два элемента: вступление и противоречие, если между ними появляется искра, то результатом будет замечательная фотография. Но искру не стоит искать и ждать, она как вдохновение приходит, когда ей будет угодно» (Анри Картье-Брессон).
О самом фотографе столько уже написано, что добавить к этому нечего, разве что собственное впечатление от его искусства, которое у каждого - свое. Кто-то реагирует на одно, кто-то - на другое, но никого искусство Брессона не может оставить безучастным, особенно когда смотришь не на одну его фотографию, а на все или на многие. Тогда складывается в единую картинку все многообразии не только XX века, летописцем которого он был, но и то, что мы называем Жизнью.
В московском магазине
Готовя этот пост, просмотрела десятки фотографий Брессона, известных и малоизвестных, популярных и не очень, первые, которые не всегда, как он считал, удачны, и последние - военных и послевоенных лет, сделавшие его прославленным фоторепортером.
И когда вошла в фотопоток Жизни, запечатленный Мастером, с моего лица уже не сходила улыбка. Она как зеркало отражала очарование мгновениями жизни, схваченными за хвост буквально на пороге их исчезновения.
Здесь есть все: горе, война, разрушенные дома, но есть и счастливые дети, радующиеся жизни даже в разрушенном квартале, детская улыбка, блеск хитрых и счастливых мальчишеских глаз, женский восторг от потрясающего платья на французском подиуме, модной сумочки или шляпки в московском магазине на Арбате.
И все эти мгновения пронизаны удивительно теплой атмосферой счастья, любви, удивления, простой человеческой эмоцией - от мужской похотливости до отчаяния и страха за жизнь своего ребенка. Такой жизнь может увидеть только оптимист, а запечатлеть – только настоящий художник.
Я не отношусь к поклонникам жизни в любом ее качестве, больше склонная к трагическому ее восприятию, где счастье случается редко и длится лишь мгновение. Но Картье-Брессон своим лучезарным видением жизни пробивает даже мрачного пессимиста. Он - очарованный жизнью странник, для которого профессией стала погоня за исчезающими мгновениями реальности.
И здесь он верен импрессионистам, стремившимся запечатлеть исчезающие мгновения. Слова, которые произносит в момент наивысшего счастья герой трагедии «Фауст» («Остановись мгновение, ты прекрасно!»), и есть причина той радости, которая наполняет зрителя, погружающегося в поток мгновений, остановленных гением Анри Брессона.
«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту.… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».
Всё должно быть настоящим, только настоящее может тронуть сердце, только правда жизни может вызвать улыбку радости, только очарованность жизнью может вызвать удивление от встречи с ее чудом и с вечностью, которая всегда проглядывает в мгновении. Но увидеть и запечатлеть это может только имеющий верный глаз, чуткое сердце и острый ум.
Игорь Стравинский
Анри Брессон имел и то, и другое, и третье. Его визуальное внимание всегда было в полной готовности, он умел наблюдать, мягко и неторопливо ждать, когда в заранее выстроенной композиции появится тот единственный, который сделает мгновение вечностью.
Четыре десятилетия Брессон путешествовал по миру в качестве фотокорреспондента, ловя «решающие моменты», в которых в единое целое сольются визуальная гармония и человек. Он не дает личной оценки ситуации, никогда не ретуширует фотографии и даже никогда сам их не проявляет, чтобы, не дай Бог, не поддаться соблазну внести в них что-то сверх того, что уже получилось.
Фотография, если она удачная и момент схвачен верно, уже не требует никакого вмешательства. Это и есть момент, когда совпадают драма, геометрия, история, мгновение и вечность.
Это интересно
+31
|
|||
Последние откомментированные темы: