Artifex Ludens (художник играющий).
Игра в качестве формы художественного карнавала, буффонады, экспанады изначально присуща искусству. Но только в ХХв. она определяет важнейшие аспекты и сущностные смыслы многих течений.
Мировая война 1914 года физически разрушила художественные группы, сложившиеся В Париже, Мюнхене, Милане… Но этот распад и духовный хаос повлекли за собой возникновение нового художественного течения.
В 1915 году несколько художников нашли пристанище в «нейтральном» Цюрихе.
«Столица изгнания», как в ту пору был прозван Цюрих – приняла художников и литераторов разных судеб и наций. Ситуация весьма близка к «Декамерону», когда герои, укрывшись за стенами уединенного палаццо, вынуждены были развлекать себя и друг друга в пору опустошительной чумы.
Во время эпизодических встреч в кафе они вынашивали идею создания международного кабаре.
5 февраля 1916 года в зале трактира состоялся своеобразный праздник-представление.
Программа вечера состояла из французских и датских песен, русской музыки, исполняемой оркестром балалаек (как всегда, вешают на нас эти штампы про балалайки, медведей на улице и т. д., негритянской музыки, чтения стихов, а также была организована выставка картин.
Подыскивая подходящий псевдоним для певицы из их группы мадам ле Рой, они случайно наткнулись в немецко-французском словаре на слово «дада». Былоединодушно решено, что это подходящее название для всей группы.
Существует много версий происхождения термина «дада», хотя в подобной игровой ситуации от выяснения генезиса слова, мало что меняется.
Есть предположения, что это
1)слово, найденное наугад в словаре Ларусса («дада» -деревянная лошадка на языке детей);
2)название хвоста коровы на языке кру;
3) слово мама в некоторых диалектах Италии;
4)двойное согласие по-русски и по- румынски.
Но очевидно, что изначально название игровое и смыслообразующей роли не имело.
В июне того же года вышла брошюра «Кабаре Вольтер).
Бурная художественная деятельность вошла в историю искусства как «дадаизм».
Скорее анархисты, чем социалисты, дадаисты взяли на вооружение лозунг «Разрушение тоже созидание!»
Считая буржуазию повинной в моровой войне, они стремились всеми возможными способами потрясти основы буржуазного общества. Глобальный эпатаж! Для этого годились любые средства, которые предлагало им мрачное воображение – создание «картин» из мусора, или придание скандальным предметам, таким как писсуар, статуса объекта искусства. Подрисованные Монне Лизе усы и т.д.
Дадаизм, как всякая игровая культура, не был способен вовремя ощутить, насколько близок он к «исчерпываемости».
Теряя отчасти свои позиции, уже расстающиеся с молодостью дадаисты, особенно выдвигали внешние, абсурдные и вызывающие стороны своих акций (как, например, неумеренное и провоцирующие использование ненормативной лексики), что неизменно приводило к повторению и предсказуемости. К тому же культура, имеющая значительную внешнюю, поведенческую направленность, оборачивается модой, что всегда высвечивает ее слабость и «общие места».
В движении «Дада» остался, однако мощный заряд, тот интеллектуальный анархизм, который постоянно воспринимался последующими в себе начало абсурдизма и мистификации.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: