«… Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех…
В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна».
Эта антиутопия- самый знаменитый фрагмент из трактата Томаса Гоббса «Левиафан», шедевра политической философии, опубликованного в 1651 году. Удрученный последствиями только что закончившейся в Англии гражданской войны, Гоббс создал пессимистическую и мрачную картину человечества: люди, пребывающие в «естественном состоянии», заботятся лишь о собственных интересах, своей безопасности и своих удовольствиях; они постоянно соперничают друг с другом, вступают в конфликты, только чтобы добиться своего; среди этих людей невозможно ни доверие, ни сотрудничество. Гоббс задается вопросом, как человек попадает в подобное жалкое состояние и есть ли из него выход.
Каким образом может родиться общество и государство его ответ: «Общая власть, держащая всех в страхе», то есть абсолютная власть государства, символически именуемая «Левиафаном».
С точки зрения Гоббса, природный инстинкт велит людям защищать свои интересы и сотрудничество является естественным способом достижения этой цели: только таким путем человечество может выбраться из состояния войны и «одинокой, бедной, беспросветной, тупой и кратковременной» жизни.
О! Воскликнула я, значит в своем «естественном состоянии», «человек» - «дикарь», а жизнь его «жалка, беспросветна, и пуста…»
Почему же человеку в его «естественном состоянии» так сложно договориться о взаимодействии с другими? Да просто потому, в интересах сотрудничества непременно приходится поступаться собственными интересами.
Необходима некая внешняя сила, которая, обратите внимание «заставит» людей подчиниться условиям договора, выгодного всем, и будет следить за тем, чтобы никто не нарушал соглашения.
Люди должны добровольно ограничить свою свободу ради общего блага.
А во власти, что не может быть «безнравственных людей, извращенцев, чья жизнь «черна, тупа и сводится к защите своих собственных интересов»…
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: