(Воскресенский Б.А.; Нестерова Н.А.)
Что такое творческое поражение? Эстетическое несовершенство произведения искусства? Неприятие представленной работы аудиторией. Или субъективная неудовлетворенность мастера результатом своего труда?
Но, в принципе, любой автор отпускает в мир завершенное произведение. С другой стороны, "творческая неудовлетворенность" - почти обязательна для мастера, творца («лучшее произведение еще не создано», - говорят они обычно в интервью). Она (неудовлетворенность) и движет вперед творчество, она сама имеет творческую, эстетическую сущность. Поэтому в настоящей статье мы ее касаться не будем, это относится к тайне творчества или, говоря прозаичнее, к психологии творчества в узком смысле.
Признание современников часто определяется не истинной ценностью произведения, а совсем иными мотивами. Казалось бы, кому будет интересен «Поп-арт»? Однако, нашлись ценители этого своеобразного искусства, более того, мы написали «искусство», действительно, это течение большинство критиков причислило к искусству, (звучит, как «причислили к лику святых!»))) А искусство - и есть божественный творческий акт).
Под творческим поражением мы будем понимать драматически (а нередко и трагически) складывающуюся судьбу творения (вне его эстетических оценок, они, по условиям нашего размышления, предполагаются высокими, т.к. речь идет о мастерах). Точнее говоря, творческое поражение – тягостные, мучительные, переживания, обусловленные драматически складывающейся судьбой произведения, творения. Мы сознательно не вводим никаких критериев, уточняющих этот драматизм – «…никто не может решить, чей крест тяжелее», (Н. А. Бердяев), (лично мне, почему-то представляется, что у меня самый тяжкий крест… Все творцы, создатели равны, точнее говоря, равно уникальны по своей гуманистической ценности, содержательности).
Не будем много говорить о невротических, поведенческих и других расстройствах, нередко свойственных талантам. Эти нарушения во многом бывают обусловлены душевным складом мастера, а как говорил Ганнушкин П.Б.: «…творческая личность по своему душевному складу совсем необязательно имеет тот же уровень, то же значение, что созданные ею произведения». Весьма нередко оказывается, что: «Ты, Моцарт, не достоин сам себя».
Данная статья родилась из фразы Пастернака Б.Л. « Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Как это понять? Арт-терапия и есть придание смысла или, как писал Бердяев А.Н. о познании – «…акт постижения смысла».
Почему страдание?
В чем его смысл?
Страдание присуще самому творческому процессу, недаром говорят о «муках творчества». Только не следует понимать это буквально, будто мастер «вымучивает» свое произведение. «На вдохновении», пишется, рисуется и т.д. «на одном дыхании».
«Удел величия - страдание – страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от самого себя. (…) Чем бескорыстнее дар, тем (…) суровее страдания». (Флоренский П.А.)
За «творческим полётом» (подъемом), следуют невыносимые смертельная тоска, усталость от жизни, грех уныния, запросто переходящий, в «чёрную депрессию», а затем снова подъем и т.д. Жизнь выстраивается в виде некоей синусоиды…
Бесспорно, «свет жестокосерд»… По В. Франклу, страдания приобретают смысл, если они делают нас лучше, важно не озлобиться от несовершенства нашего мира.
И. Бродский в Нобелевской лекции говорит, что «понятия «хорошо» и «плохо» - понятия прежде всего эстетические», в этом смысле «эстетика – мать этики». «Дело не столько в том, что добродетель не является гарантией создания шедевра, сколько в том, что зло, (…) всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее, - хотя, возможно и не счастливее».
Из всего сказанного следует, что поражение – закономерный этап творческого процесса, а раз так, то это – шаг вперед, обновление, то есть тоже творчество.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: