Опубликованные работы относились к циклу картин, которые сам художник определил, как «Старая Москва». Нужно сказать, что Михаил Сатаров пишет не только пейзажи – есть и портреты, и натюрморты. Но мне как-то больше «легли на душу» его пейзажи.
Величественно и торжественно, в нежной туманной дымке, разворачиваются панорамы Италии, в далеком море распускаются паруса бригантин, но… Мне как-то ближе родные русские пейзажи: вековые сосновые леса, неспешные речушки, желтые колеи проселочных дорог и замысловатые узоры лесных тропинок.
Нет в русском пейзаже итальянской парадности и восточной сладкой истомы, нет и немецкой сумрачной упорядоченности. Классический русский пейзаж – это не картина в дорогой раме (хорошая и даже отличная картина), а открытое окно в мир. И глядя в это окно, хочется бросить всё к такой-то матери и уйти.
Уйти туда, где пахнет прелой хвоей и живой водой, где радуга в половину неба… Сесть в маленькую лодку и плыть по лесной реке, слушать как скрепит колесо на старой водяной мельнице, ловить руками холодные брызги воды и солнечных зайчиков…
Там нет стен и границ, государственного и частного владения, налогов и единого государственного экзамена… Воля вольная без края.
Может быть, поэтому так любят иностранцы русский классический пейзаж? Нет замков, которые охраняют чьи-то владения, нет мощенных дорог, за проезд по которым нужно платить. Нет величественных дворцов, и разрушенных войной и временем городов.
Девственная первозданная свобода, какой она была сотни лет назад: иди, дыши, живи.
Однако, это моё субъективное мнение. Скажем так – это попытка разобраться, почему классический русский пейзаж, кроме восторга от мастерства художника, всегда вызывает какую-то внутреннюю тоску и смутное желание вздохнуть, наконец, полной грудью. Он просто не оставляет равнодушным.
А теперь давайте смотреть.
Лесные пейзажи Михаила Сатарова
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: